Правительство России как будто не замечает начавшиеся почти месяц назад экономические катаклизмы, именуемые второй волной финансового кризиса: в одобренном 4 октября плане экономического развития страны прогнозируется рост доходов населения и ВВП, увеличение инвестиций, снижение инфляции и т.д. Хотя экономисты уже не сомневаются, что новый кризис в Европе неизбежно отразится и на нашей стране. Чем он грозит рядовым петербуржцам, выясняла «Фонтанка».
Симптомы грядущих потрясений в отечественной экономике стали заметны еще в начале августа и отчетливо проявились осенью. Только за последний месяц (с 5 сентября) индекс РТС «свалился» на 36 процентов, рубль относительно доллара подешевел на 12, нефть - на 13 процентов (приблизившись к отметке в 100 долларов за «бочку») и т.д.
Пессимистично настроены и сами россияне: по данным опроса Центра стратегических исследований компании «Росгосстрах», только 32 процента респондентов уверены в долгосрочной надежности отечественной финансовой системы. Это худший показатель за последние годы. «Наибольшего доверия экономика нашей страны достигла летом 2008 года – многие были уверены в том, что Россия останется «островком стабильности» среди мирового финансового кризиса», – полагают аналитики. Теперь такой уверенности не наблюдается.
Совсем иначе оценивают ситуацию в Министерстве экономического развития РФ, чиновники которого разработали «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов». На заседании 4 октября этот документ был одобрен и правительством России. В качестве основного выбран «умеренно оптимистичный» сценарий, предусматривающий уже в следующем году рост реально располагаемых денежных доходов населения с 1,5 до 5 процентов, инвестиций – почти на 8 процентов, снижение индекса потребительских цен до 6 процентов и т.д.
Опрошенные участники рынка хотят верить чиновникам, но готовятся к худшему: «Вряд ли кто-нибудь сегодня точно знает, чем «вторая волна» будет отличаться от «первой», – заявил журналисту «Фонтанки» президент сети «Евросеть» Александр Малис. – Но наша компания всегда живет исходя из того, что кризис неизбежен – если не сейчас, то позже».
Иноземное происхождение
Как и три года назад, новый кризис имеет «иноземное происхождение», только его центр переместился из Америки в «старушку Европу». Напрямую дефолт Греции, Португалии или даже Испании россиян никак не затронет, но это станет толчком к изменению экономической ситуации во всем мире. «В первую очередь кризис создает дополнительные предпосылки для снижения цен на нефть, что традиционно является негативным фактором для российской экономики», – констатирует Сергей Мотуз, доцент кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента ГУ ВШЭ.
Аналитик «Хоум Кредит энд Финанс банк» Станислав Дужинский также не связывает нынешние проблемы на российском фондовом и валютном рынках с состоянием отечественной экономики. «Они вызваны колебаниями мировых рынков на фоне периодически появляющейся негативной информации из стран Европы и США. Инвесторы стремятся избавиться от активов, которые кажутся им рискованными», – убежден он.
Кризис в Европе уже отразился на курсе российского рубля, причем эксперты прогнозируют дальнейшую его девальвацию. Так, по мнению главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, в ближайшие три года его курс будет колебаться от 26 до 38 рублей за доллар. «Я была разочарована тем, что ЦБ не отказался от коридора валютного рынка, – говорит Наталия Орлова. – Поддержание валютного коридора делает его заложником ситуации на мировых рынках. В сентябре Банк России продал 6-7 млрд долларов. Октябрь, по моим ожиданиям, будет сложным, и, скорее всего, ЦБ придется продолжить продажи для поддержания курса рубля».
Пока обесценивание российской валюты всерьез затронуло разве что путешественников, желающих отправиться за границу (путевки на январские каникулы бронируются уже сейчас). «Цена на новогодние туры относительно прошлого сезона суммарно увеличились примерно в полтора раза, что не может не пугать туристов, – говорит Светлана Прусова, директор агентства путешествий «33 удовольствия». – Но практика показывает, что россияне, «подсевшие на иглу» отдыха за рубежом, продолжают ездить несмотря на цены. В результате кризиса 2008 года многие сократили число таких поездок, но как минимум раз в году все равно отправляются в отпуск за границу. Ведь отечественные здравницы ничего конкурентоспособного предложить не могут».
Но если Банку России не удастся стабилизировать курс рубля, россиян ожидает подорожание всех импортных и иных связанных с поставками из-за рубежа товаров и услуг. Девальвация российской валюты может отразиться и на стоимости продукции отечественного производителя, так как ему не выгодно будет держать цены ниже мировых, особенно на экспортируемые товары.
Неизбежности снижения курса рубля в перспективе не исключают и чиновники экономического ведомства. Даже по базовому («умеренно оптимистичному») сценарию уже к 2013 году ожидается дефицит сальдо счета текущих операций, что может привести к снижению возможностей для дальнейшего укрепления реального курса рубля. Причем эта ситуация оценивается правительством как благо для отечественной экономики – низкий курс национальной валюты способствует снижению импорта и повышению конкурентоспособности экспортируемых товаров.
Рассматривают чиновники и так называемый «стрессовый» сценарий, который станет актуальным при падении цен на нефть до 60-65 долларов США за баррель. В этом случае ситуация, по признанию экспертов Минэкономразвития, «будет напоминать развитие событий 2008-2009 годов»: уже в 2012 году рубль ослабнет до 38-39 рублей за доллар, а инфляция увеличится до 12 процентов, наступят иные «нехорошие вещи» и пр.
Впрочем, оптимальный курс национальной валюты можно оценивать по-разному. Так, авторитетный лондонский журнал The Economist делает это исходя из стоимости Биг Мака: в американских «Макдоналдсах» он продается за 4,07 доллара, в российских закусочных этой сети – за 79 рублей. Таким образом, оптимальный курс по BigMac Index составляет 19,4 рубля за доллар (то есть российская валюта недооценена более чем в полтора раза). Эталонным можно считать и курс в 13,14 рубля за доллар – по такому соотношению Банк России имеет ресурсы спокойно обменять всю национальную валюту (наличные и безналичные рубли) на доллары, евро или золотые слитки (исчерпав золотовалютные запасы).
Яко и мы прощаем должникам нашим
Другая угроза экономической стабильности – неплатежи. Ведь именно просроченная задолженность по ипотечным кредитам стала «спусковым крючком» для финансового кризиса 2008 года в США. Если этот сценарий повторится в Европе и в России, то следующим шагом может стать банкротство кредитных организаций – частные вкладчики вправе рассчитывать на государственную страховку (которой всем вряд ли хватит), а вот юридические лица и предприниматели потеряют все средства на счетах, не смогут выплачивать зарплату, платить по собственным долгам и т.д.
Станислав Дужинский пока не видит оснований для возникновения кризиса неплатежей. С ним солидарен и Сергей Мотуз: «Массовые просрочки по кредитам едва ли возникнут в ближайшее время, ибо за достаточно длительный период благоприятной нефтяной конъюнктуры была накоплена весьма солидная «подушка безопасности» в целом по российской экономике». На помощь государства рассчитывает и Наталия Орлова. «В сценарий неплатежей не очень верю: Центральный банк по опыту 2008 года обеспечит поддержку внутренней ликвидности. Пока я считаю, что есть шанс избежать и роста просроченной задолженности», – заявила она, отвечая на вопрос журналиста «Фонтанки».
Несмотря на эти прогнозы, кредитные риски возрастут, а следствием, по мнению Сергея Мотуза, станет увеличение процентных ставок в нашей стране. А вот Виталий Демидов из Абсолют-банка отмечает, что они уже возросли. Их дальнейшего увеличения в средне-долгосрочной перспективе ожидает и Федор Зобнев, начальник коммерческого управления Банка БФА.
Рецепт выживания
В то же время такие катаклизмы могут положительно отразиться на благосостоянии большинства простых граждан, предпочитающих хранить свои накопления в рублях: «Уже в некоторых банках ставки по вкладам стали доходить до 12 процентов годовых, что позволяет не только сохранить свои сбережения от инфляции, но и получить дополнительный доход», – констатирует Станислав Дужинский.
Виталий Демидов убежден, что покупать доллары и евро сейчас нет смысла: «Они находятся на пике роста, и мы ожидаем стабилизации ситуации. Одним из самых безрисковых инструментов сохранения и приумножения накоплений являются вклады. Достаточно вспомнить финансовый кризис 2008 года, когда приток средств на счета в кредитные организации увеличился в несколько раз. Нестабильная ситуация на мировых рынках сделала депозиты еще более популярными».
А вот эксперт Национальной лиги управляющих Елена Перельман полагает, что процентные ставки по вкладам не спасают сбережения от инфляции: «Фондовый рынок сейчас нестабилен, вложения на год-два очень рискованны, а вот для долгосрочного инвестирования он довольно интересен». Нет смысла покупать и драгоценные металлы, поскольку цены на них сейчас находятся на пике: «Если нет альтернативы, как вложить деньги, – лучше их тратить, потому как трата – это инвестиция в инфляцию, которая обычно растет!» – констатирует Елена Перельман.
Впрочем не факт, что россиянам будет что сберегать: как и в прошлые годы, кризис неизбежно отразится на рынке труда, приведет к снижению заработных плат и увеличению безработицы. В прогнозах чиновников экономического ведомства такие последствия не предусматриваются (даже в самых пессимистичных и стрессовых сценариях), тогда как предлагается ежегодно на 6-12 процентов повышать тарифы на электроэнергию, отопление и иные услуги ЖКХ, железнодорожный транспорт, связь и т.д.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру