Балетный мир Петербурга, как гром среди ясного неба, поразила беда. 4 августа в возрасте 62-х лет от тяжелой болезни скончался премьер Кировского театра и педагог-репетитор мариинского балета, народный артист России Сергей Михайлович Бережной. О смертельной болезни Бережного знали немногие, в последнее время он продолжал плодотворно работать, снова вышел на сцену и с большим успехом исполнил партию Каренина в балете Алексея Ратманского «Анна Каренина». Вместо некролога «Фонтанка» попросила сказать несколько слов об усопшем его последнюю сценическую партнершу – блистательную Ульяну Лопаткину, его одноклассника по хореографическому училищу Юрия Василькова и балетного критика Инну Скляревскую.
Партнершей Бережного по «Анне Карениной» и исполнительницей заглавной партии в этом спектакле стала Ульяна Лопаткина, прима мариинской труппы, одна из ведущих балетных танцовщиц современности. Ульяна находится на гастролях в Лондоне, но даже географическая удаленность не помешала ей рассказать о боли этой утраты.
Говорит Ульяна Лопаткина:
Когда я узнала, что Сергей Михайлович серьезно болен, предположить не могла, что отправившись на гастроли с театром в Лондон, больше не увижу его в этой жизни. Совсем недавно мы танцевали на фестивале «Золотая маска» в спектакле «Анна Каренина» в Москве. Сережа Бережной был моим Карениным. Его присутствие в спектакле насыщало действие ощущением реальности происходящего... Работал он над ролью упорно, увлеченно, не обращая внимания на то, что не танцевал не месяц, не два, а много больше десяти лет. И только сейчас стало очевидным, что танцевал он, будучи смертельно болен. Необычное ощущение – быть в руках опытнейшего партнера, ведущего танцовщика советского поколения, звезды легендарного Кировского театра, уважаемого педагога... На одной из наших репетиций, в пронзительной сцене объяснения Каренина с Анной, я посмотрела ему в глаза и застыла от неожиданности: это был взгляд не педагога, не танцовщика, не партнера, но человека с большой буквы, прожившего непростую жизнь, мне, в сущности, не знакомую, но так остро и глубоко ощущаемую в этом взгляде...
4 августа. Лондон. Royal Opera House. Скоро начнется генеральная репетиция вечера американской хореографии. Всех участвующих собрали на сцене: Сережа Бережной умер... Ком в горле. Слова бессмысленны. Упокой его душу, Господи!!!
Юрий Харитонович Васильков сейчас больше известен в кругу драматического театра – как ведущий специалист и педагог по пластике, сценическому движению и хореографии. Васильков преподает сценическое движение в Петербургской театральной академии на курсах Додина, Фильштинского, Красовского, много работает как хореограф, создатель и репетитор пластических партитур в драматических и оперных спектаклях, как в России, так и за рубежом. Между тем, Бережного и Василькова связывает общая школа – они были одноклассниками по Одесскому хореографическому училищу.
Говорит Юрий Васильков:
Главное, что я сказал бы про Сережу, – это с детства удивительно порядочный человек. Вот, мне кажется, его основная отличительная черта – честность во взаимоотношениях и порядочность. В театральной среде подобные люди не так часто встречаются. Интриганство и зависть органически Сереже не были присущи. Он в нашем классе в Одессе был младшенький, меньше всех в классе ростом, приходил на занятия в вельветовом костюмчике с желтой папочкой: у него там туфельки и трико лежали. И мы как-то к нему относились чуть покровительственно, как взрослые к ребенку, но все его любили. И обожал Сережу наш педагог Георгий Александрович Рельс.
И уже в детстве было понятно, что Сергей – замечательный танцовщик с абсолютными балетными данными и благородной манерой подачи. Вот тут у него тоже редкая черта – безупречно благородный танцовщик. Даже когда он танцевал характерную партию Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» Ролана Пети, было заметно удивительное пластическое благородство. Мы с Геннадием Альбертом (ныне директор Театра балета Бориса Эйфмана. – Прим. ред.), еще одним нашим одноклассником, раньше приехали в Ленинград, а Сережа работал в Киеве, потом и он переехал сюда учиться. Попал в класс к маститому наставнику Александру Ивановичу Пушкину, а ассистировал Пушкину тогда Михаил Барышников. И Сергей буквально сразу в этом серьезном классе стал одним из лидеров. Александр Иванович гордился им, очень хорошо к нему относился. Так вот Сережа обогнал нас всех, стал премьером Кировского театра. Но ни капли премьерской заносчивости в нем не было никогда. Был такой случай, мы вместе ездили на гастроли в Японию. А для меня он же оставался Сережа или Серый из Одессы. И я его поругал за внешний вид – он в «Лебедином озере» вышел какой-то лохматый. Я говорю: «Сережка, ты чего себе позволяешь? Ты же заслуженный артист», в общем, наехал на него слегка, в качестве шутки. А его партнерша Ольга Ченчикова так удивленно на меня смотрит: «Как вы разговариваете с таким известным артистом?!» А Сережа только рассмеялся и похлопал меня по плечу. А когда он закончил танцевальную карьеру, все говорили, каким отличным он стал педагогом: в его педагогике присутствовала редкая человечность – не просто натаскивание, а уважительное воспитание артистической личности. То, что случилось, страшно и прискорбно: 62 года – не возраст, чтобы уходить из жизни. Вечная память!
Говорит Инна Скляревская, балетный обозреватель «Фонтанки»:
Сергей Бережной – артист, соединивший несколько эпох ленинградского-петербургского балета. Его помнят зрители 70-х, 80-х, 90-х; он был одним из главных исполнителей классического репертуара всей последней четверти ХХ века. Сдержанный, величавый, всегда неизменно классичный, Бережной воплощал традицию ленинградского балета, его стержень и его устои. И вдруг стало ясно, что с ним ушел в прошлое целый пласт истории Мариинки.
Он был партнером выдающихся балерин нескольких поколений, причем очень разных балерин, и всегда – партнером надежным и чутким: принадлежал к старинному типу благородного танцовщика-кавалера, умеющего чувствовать балерину и «подавать», оттенять ее танец. Он создавал равно гармоничные дуэты с академичнейшей Ириной Колпаковой и с темпераментной виртуозкой Татьяной Тереховой, своей женой; талант и индивидуальность каждой из них раскрывалась в этих дуэтах в полной мере, тогда как кавалер почтительно и достойно отступал в тень – до выхода на свою вариацию, исполняемую в лучших традициях ленинградского академизма.
Он имел нетипичный облик: будучи высоким, статным, классического сложения танцовщиком, он, тем не менее, выглядел необычно, благодаря экспрессивным чертам лица, словно вылепленным скульптором бурделевского склада, и благодаря своей знаменитой шевелюре, которая никак не вписывалась в канонический имидж балетного артиста. Однако с этой своей «фактурой» никогда не играл, предпочитая оставаться в рамках строгого академизма. Бережной всегда больше раскрывался как танцовщик, нежели как актер, но на самом деле диапазон его был шире. Во всяком случае, еще в «Соборе Парижской Богоматери» Ролана Пети, поставленном в Кировском театре в конце 70-х (и по тем временам явившем собой модернистскую сенсацию, художественный прорыв в ленинградском балете), Бережной исполнил гротескную и трагическую партию Квазимодо, находящуюся на противоположном академизму полюсе балетной эстетики.
Однако подлинная глубина его потенциала открылась совсем недавно – а именно в прошлом году, когда Бережной, давно уже перешедший на педагогическую работу, вдруг не просто вернулся на сцену, но исполнил полную драматизма роль, которая стала серьезным художественным событием. Алексей Ратманский, ставя у нас свою «Анну Каренину», пригласил на некоторые «игровые» роли танцовщиков старшего поколения, и Сергею Бережному было предложено сыграть Каренина. Эта роль стала ключевой в тех спектаклях, где он участвовал. Бережной с неожиданной силой и страстью сыграл драму старого мужа, любящего и нелюбимого, наполняя образ небалетной глубиной и вызывая горячее сострадание. И еще он сыграл тему возраста, драму заката. Теперь, когда Бережного не стало, эти мотивы кажутся глубоко личными и пророческими. Так ли это было на самом деле – не знаю, скажу другое: эта последняя роль явилась, быть может, самой эмоционально сильной из его ролей. И этот не тривиальный для танцовщика взлет в конце (и даже за гранью!) творческого пути бросает свой отблеск на весь его путь, придавая его безвременно оборвавшейся жизни иное, трагическое измерение.
Отпевание Сергея Михайловича Бережного пройдет 9 августа в Никольском Морском соборе. Начало в 11.30. Похороны состоятся на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
«Фонтанка.ру»
Фотографии предоставлены пресс-службой Мариинского театра и взяты с официального сайта Мариинского театра.