Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Кинофорум раздал коньков (фото)

Кинофорум раздал коньков (фото)

555
Главный конкурсный приз Кинофорума достался режиссеру из Ирана Асгару Фархади

В Михайловском театре состоялась церемония закрытия второго по счету Санкт-Петербургского кинофорума. Форум распорядился своими наградами в лучших традициях европейского фестивального движения.

Первым вручили спецприз за заслуги перед мировым кинематографом. Вполне ожидаемо получил его, а также и приз международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ (обычно его вручают фильмам, но тут сделали исключение), один из главных героев фестиваля – Марлен Хуциев. Вручать ему статуэтку морского конька Гиппокампа – эмблему фестиваля – вышла вице-губернатор Алла Манилова. Перед тем, как отдать в руки Хуциеву приз, она произнесла речь, в которой назвала его «настоящим петербуржцем не по рождению, но по образу мысли» – видимо имея в виду, что режиссеру всегда были свойственны рефлексивность, самокопание и интеллигентность. А еще заметила, что в фильмах Хуциева навсегда зафиксированы светлые и одухотворенные лица, которые существовали когда-то, а теперь вовсе вывелись. Чествуемый режиссер сразу поспешил с ней не согласиться по последнему пункту и, внимательно взглянув куда-то на галерку Михайловского театра – туда, видимо, где сидели журналисты, – сказал, что как раз на Кинофоруме он таких лиц увидел очень и очень много.

Марлен Хуциев



Затем ведущие церемонии – всё те же, что и на открытии, Игорь Костолевский и Анастасия Вертинская – перешли к вручению конкурсных призов. Для начала решили разобраться с конкурсом Best of the Best, в котором показывали фильмы-лауреаты главных мировых фестивалей, а оценивали их не профессионалы, а жюри, состоящее из VIP-персон. И сразу начались сюрпризы: третий по значению приз зрительских симпатий члены жюри Светлана Сорокина и художник Вадим Захаров вручили Бакуру Бакурадзе за фильм «Охотник». Режиссер, поднявшись на сцену, задумчиво произнес: «А мне говорили, что я снял совсем не зрительское кино…» Хотя вообще-то своя логика в этом вручении была: всё-таки Бакурадзе – ученик Хуциева, и переход от почетной премии к конкурсным номинациям осуществили красиво. Правда, режиссер оказался обескуражен настолько, что забыл на сцене приз и вынужден был за ним возвращаться.

Ведущие церемонии Анастасия Вертинская, Игорь Костолевский и гендиректор форума Марина Фокина на "красной дорожке"



Еще два приза зрительских симпатий – по равному количеству голосов – получили «Гавр» Аки Каурисмяки и бразильская лента «В стороне от дороги». За призом «Гавра» на сцену поднялся не финский режиссер-затворник, а председатель Комитета по внешним связям правительства Петербурга Александр Прохоренко, зато бразильский режиссер Чарли Браун выскочил на сцену с проворством дикой обезьяны и даже, кажется, был готов исполнить на радостях небольшой танец. Наконец, Сорокину и Захарова сменил на сцене председатель жюри Рустам Ибрагимбеков и объявил безусловного победителя конкурса – иранскую ленту Асгара Фархади «Развод Надера и Симин». Этим решением Кинофорум с лихвой подтвердил свою «европейскость»: лента уже получила целый ворох призов в Берлине.

Жюри конкурса "Новые территории"



Солидарность с Берлинским кинофестивалем и адекватность мировому фестивальному движению еще более отчетливо прозвучала во второй части церемонии – когда вручали призы конкурса «Новые территории». Все призы получили восточные режиссеры – вполне берлинского формата. За профессиональные достижения художник Роджер Кристиан и актриса Орнелла Мути наградили еще одного иранца Вахида Вакилифара, автора тонкого и печального фильма о гастарбайтерах «Гешер». Затем еще два члена жюри – режиссер Йос Стеллинг и продюсер Наталья Мокрицкая – вручили приз за лучшую режиссуру вовсе экзотическому, но страшно обаятельному персонажу – шри-ланкийцу Санджиеве Пушпакумаре. Тот в ответ произнес самую длинную речь за всю церемонию («Извините, что я такой многословный, – просто это, вполне возможно, последний мой шанс выступить с речью на фестивале»). И вот шри-ланкиец окончательно перевел Кинофорум в европейский формат: после того как, с трудом сдерживая слезы, посвятил приз памяти двух своих друзей, одного из которых уже нет в живых, он вдруг объявил, что заодно посвящает его Джафару Панахи – иранскому режиссеру, арестованному за антиправительственную деятельность и участие в акциях протеста и осужденному на 10 лет тюрьмы. Чтобы было ясно, насколько это адекватный жест, достаточно сказать, что все главные мировые фестивали так или иначе режиссеру-арестанту выразили поддержку: в Каннах наградили «Золотой каретой» за стойкость убеждений, в Берлине вовсе устроили манифестацию. Наконец, главный приз конкурса получила лента «Черная кровь» китайца Миаояна Жанга, радикальная по киноязыку и не менее диссидентская, чем творения Панахи: на родине в Китае прокат этого фильма был запрещен. «Гиппокампа» победителю вручили председатель жюри немецкий киновед Ульрих Грегор и наша бывшая соотечественница актриса Динара Друкарова.

Президент фестиваля Алексей Герман



В общем и целом, церемония закрытия окончательно расставила вроде как и без того считавшиеся очевидными акценты Кинофорума: конечно, некоторая оппозиция ММКФ есть, но это не главное. Куда важнее вписаться в фестивальный стандарт и быть нестыдным киносмотром. Ретроспективно оглядывая прошедшие шесть дней фестиваля, нужно отметить, что не только в конкурсах тут происходили знаковые события. Доказательство тому – обаятельная программа «Неизвестное кино нулевых», в рамках которой известные критики (в программе, правда, зачем-то названные «молодыми» – ну-ну) в первые два дня фестиваля показывали важные, по их мнению, фильмы минувшего десятилетия, оставшиеся за бортом и фестивального движения, и проката. Знаток радикального кино Василий Корецкий показал «Голгофу» Фабриса Дю Вельца, популяризатор хорошего кино Борис Нелепо привез режиссера Жана-Шарля Фитусси и вместе с ним представил фильм «Я не умерла», Михаил Ратгауз привез Жозе Луиса Герина с картиной «В городе Сильвии», а лучший русский программный директор и создатель фестиваля 2in1 Алексей Медведев показал немецкую драму Маркуса Ленца «Близко». Другой шанс продемонстрировать эти аутсайдерские шедевры такому количеству публики (под показы выделили малый зал «Авроры») вряд ли представился бы. В результате показы выливались в достаточно бурные обсуждения фильмов со зрителями. Один из критиков долго потом радовался вопросу, прозвучавшему из зала: «Что такое Голгофа?».



Иван Чувиляев,
«Фонтанка.ру»

Фото: Михаил Садчиков-младший.

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях