Генпрокуратура выявила многочисленные нарушения закона, допущенные чиновниками Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) и Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) при создании, развитии и обеспечении деятельности железнодорожных, морских и речных пунктов пропуска через границу, а также исполнении функций госзаказчика.
Как сообщается на сайте ведомства, целевой программой «Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2011 годы)» предусмотрено развитие 21 железнодорожного и 21 морских и речных пунктов пропуска, на что указанными агентствами израсходовано более 6 млрд рублей. Между тем, ненадлежащее исполнение ведомствами своих функций, расточительство, многочисленные нарушения законодательства при заключении государственных контрактов и осуществлении контроля за их исполнением не позволяют создать и обеспечить функционирование пунктов пропуска через границу в полном объеме.
За 8 лет лишь 2 морских пункта пропуска введены в эксплуатацию. Построено 3 железнодорожных пункта пропуска, которые расположены на российско-казахстанском участке границы. Эти пункты нерентабельны, поскольку не будут использоваться в связи со вступлением России в Таможенный союз. Между тем, на их проектирование и строительство израсходовано 739 млн рублей. При таких обстоятельствах деятельность Росжелдора и Росморречфлота в указанной сфере нельзя считать удовлетворительной, говорится в сообщении.
Росжелдор на разработку проектной документации пункта пропуска в Белгородской области, несмотря на отсутствие земельного участка под эти цели, израсходовал около 60 млн рублей, на подготовку документов пункта пропуска в Курской области, через который товары, лица, транспортные средства и грузы вообще не перемещаются, - 12,5 млн рублей. Заключен государственный контракт на корректировку рабочей документации и строительство железнодорожного пункта в Омской области, в то время как железнодорожные пути, на которых он расположен, демонтированы.
Росморречфлот нередко принимает безответственные управленческие решения. Так, для размещения досмотрового комплекса в порту Новороссийск рассматривалось 6 земельных участков со стоимостью подготовительных работ до 400 млн рублей. Агентство выбрало участок с самой высокой стоимостью работ, необходимостью изменения рельефа местности, сноса действующих промышленных сооружений, водонапорной башни, а также переноса инженерных коммуникаций и электросетей, снабжающих электроэнергией курорты Краснодарского края. После отказа в его бюджетном финансировании Агентство выбрало участок, не требующий затрат на проведение подготовительных работ и сноса инженерных сооружений.
Отсутствие должного контроля за исполнением госконтрактов в ряде случаев привело к необходимости корректировки проектной документации и срыву сроков сдачи объектов. При этом стоимость корректировки документации железнодорожных пунктов пропуска зачастую превышала цену ее разработки в несколько раз.
Росморречфлот не осуществлял контроль за ходом и качеством выполняемых работ, при выявлении отступлений от условий госконтракта и обнаружении недостатков санкции к подрядчику своевременно не применял. В результате некоторые построенные комплексы не используются, поскольку не соответствуют требованиям техрегламентов и проектной документации.
Выявлены факты неправомерного распоряжения бюджетными средствами. Так, Росморречфлот израсходовал 118 млн рублей на расчет стоимости строительства пунктов пропуска. Между тем, средства федеральной целевой программы выделены Агентству для проектирования и строительства объектов в морских и речных портах, расчет затрат на эти цели программой не определен. По данному факту организована проверка в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
В целях устранения нарушений в адрес министра транспорта РФ, руководителей Росжелдора и Росморречфлота внесены представления.