Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Ралли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Вчера и сегодня.

Ралли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Вчера и сегодня.

514

Рёв моторов, шорох шин, высокие скорости, мощные и заряженные автомобили, драйв и адреналин, закрученные трассы, борьба за секунды и зрелищные аварии (куда уж без этого, чего греха таить) – такой ассоциативный ряд вызывает одно слово из пяти букв – гонка. В Северо-Западном федеральном округе не понаслышке знают, что это такое, ведь здесь ежегодно проходят этапы чемпионата и Кубка России по различным автоспортивным дисциплинам. Большой популярностью во многих регионах нашей страны пользуется классическое ралли.

Но мало кто знает, что колыбелью российского автоспорта и ралли в частности является именно Санкт-Петербург. С чего начинался такой интересный вид спорта как ралли и к чему он пришёл, совершив многолетний путь развития?

С физкульт-приветом из царской России

Отечественный приоритет в истории возникновения ралли принадлежит пробегу по царской России 14-18 августа 1909 года по маршруту Петербург-Рига-Петербург протяженностью 1177 км. Его организатором были СПАК (Санкт-Петербургский автомобильный клуб) при поддержке РАО (Российского автомобильного общества) и Балтийского клуба автомобилистов.

На трассе штрафные очки начислялись за слишком малую среднюю скорость (за опоздание на судейские пункты) и за остановки «в неустановленных местах» для починки, заправки или смены шин. В перерывах, организованных в Пскове и Риге, автомобили устанавливались в «закрытый парк», где ремонт и обслуживание были запрещены. На старт вышли 23 автомобиля, финишировали 15, из которых 8 не получили пенализации (штрафных очков). Медали и дипломы получили все финишировавшие. Наряду с иностранными автомобилями участвовали отечественные “Руссо-Балт” и “Лесснер”, выпускавшиеся в 1905-1910 гг. на петербургском заводе.

Советский период: авторалли в массы!

8 июля 1955 года в Ленинграде на Дворцовой площади стартовало первое советское ралли. С тех пор соревнования на регулярность движения прочно обосновались в спортивном календаре, а, начиная с 1958 года, стал регулярно проводиться чемпионат Советского Союза. Маршрут первой советской гонки протяженностью 2300 километров проходил через Таллинн, Тарту, Ригу, Вильнюс, Минск, Смоленск. Финиш ралли состоялся 14 июля в Москве. Советское авторалли проводилось, как принято и по настоящее время, с разделением автомобилей на классы в соответствии с рабочим объемом двигателя. Первым победителем первого ралли стал учитель физкультуры ленинградской школы № 24 Евгений Ионайтес на автомобиле «Москвич 401». Впоследствии ленинградец Ионайтес стал одним из наиболее известных комментаторов в области автомобильного и мотоциклетного спорта.

Вообще характер соревнований советских времен, в сущности, и являл собой первоначальный смысл слова ралли – движение с заданным заранее расписанием. Необходимость ориентироваться по карте (таких средств навигации, коими изобилуют современные технологии, тогда ещё не существовало) совместно с необходимостью двигаться по обычным дорогам общего пользования (без всякого перекрытия для постороннего движения) составляли две главные особенности ралли тех лет. Спортсменам выдавалась карта, на которой были обозначены контрольные точки, вся трасса была разбита на определённые этапы разной протяжённости и на каждый этап задавалась норма времени, условно говоря, указывалась средняя скорость движения, с которой нужно было перемещаться в поисках контрольных точек.

Гонка шла, как правило, 3 полных дня – с утра и до ночи. Часто соревнования проходили в формате перемещения от одной точки к другой, а иногда это были так называемые «звёздные сборы» - когда участники стартовали из всевозможных мест и первую часть ралли ехали по разным дорогам, затем встречались в общей точке сбора и уже последнюю часть трассы проходили совместно. Спортивный результат экипажа определялся по удалённости места старта каждого экипажа с учётом очков, заработанных на совместной части «звёздного» участка. У каждого экипажа был график, который фиксировался на контрольных пунктах, иногда получить отметку было не так просто – сначала требовалось ещё и найти местоположение этих пунктов.

Лишь к 70-м годам в ралли появились дистанции, разбитые не просто на этапы от пункта А до пункта Б, появилось понятие скоростного участка – внутри этапов были размечены отрезки дороги, на которых лишнее движение было по нынешним меркам относительно запрещено. Почему относительно? Да потому, что так называемое перекрытие осуществлялось без участия милиции и маршалов - на старт и финиш и на наиболее крупные перекрестки отправляли компанию людей, которые ограничивали движение, просто сообщая проезжающим в том направлении гражданским лицам, что сейчас ехать нельзя, и народ, что самое удивительное, слушался! Надо отдать должное героям того времени – гонки были очень напряжёнными: в среднем по 2-2.5 тыс. км и около 1000 км из них составляли скоростные участки.

Ещё раз припомним, что маршруты пролегали по дорогам общего пользования, и само по себе появление встречных или попутных автомобилей на трассе хотя и не должно было происходить, но и не было из ряда вон выходящим событием, истерик у спортсменов по этому поводу не возникало.

Автомобили, автомобили буквально всё заполонили…

Примечательно, что по тогдашним ПДД скорость движения по дорогам не ограничивалась 90 км/ч, у организаторов гонок была возможность даже вне скоростных спецучастков задать спортсменам среднюю скорость 95 или 100 км/ч на отрезке в 200 км. То есть ритм гонки для движения по обычной дороге без всякого перекрытия оказывался весьма высокий: до финиша нужно было успеть доехать, выдержав указанную среднюю скорость. И на минуточку вспомним, что по тем временам самым совершенным автомобилем являлась 21-я «Волга» (ГАЗ 21), которая развивала максимальную скорость 140 км/ч, а машины меньшего размера вообще больше 120-ти не разгонялись.

Поскольку нормативы средних скоростей тогда были чуть-чуть выше, чем сейчас, то и скоростной стенограмме уделялось большое внимание. Любая остановка – скажем, простой на красный сигнал светофора дольше, чем нужно, промах в повороте – и без того высокая средняя скорость вырастала до практически невыполнимой, и, естественно ехать на видимость в таком скоростном режиме было невозможно.

Так что езда по стенограмме считалась общепринятой для любого экипажа, не важно насколько титулованного, ведь даже самая элементарная стенограмма, просто указывающая направления поворотов, уже увеличивает скорость километров на 20 – весьма существенно. Хотя бывали и такие гонки, когда трассы считались закрытыми и маршрутный лист экипажи получали за час до старта. Но чаще маршрут объявляли за 10 дней, так что у спортсменов была возможность ознакомиться с трассой предварительно.

Чтобы принять участие в ралли не требовалось никакой подготовки автомобиля, кроме повышения его надёжности, поскольку проехать несколько тысяч километров для автомобилей того времени было своего рода проблемой. Посудите сами, современную машину среднестатистический автовладелец пригоняет на техобслуживание каждые 10-15 тыс. км. А тогда межсервисный пробег автомобиля составлял 1500 км в лучшем случае, и некоторые операции по обслуживанию (к примеру, масло подливать) приходилось проводить раз в 1000 км, а то и в 500 км.

Например, во времена холодного занавеса, когда об отпуске в Турции, Тайланде или на Мальдивах можно было только мечтать, а понежиться на морском берегу хотелось, народ отправлялся «на юга». И отправляясь в поездку на собственном авто, вместе с шортами, панамками, сандалиями и прочим скарбом приходилось запасаться машинным маслом в количестве литров 20-ти, как-никак общий путь туда и обратно занимал около 5000 км. В общем, поездка на море требовала в те времена три раза поменять масло, и что самое интересное, это считалось нормальным. И если вернуться из грёз о прибрежных волнах к ралли, то все эти вышеперечисленные процедуры в совокупности с необходимостью соблюдения определённого графика движения добавляли свои сложности соревнованиям.

С точки зрения дополнительного оборудования и конструкции советского гоночного болида, то о каркасах поначалу речи не было вообще, были только дополнительные приборы освещения, потому что двигаться приходилось абсолютно в любое время суток, тем более что тогдашние стандартные фары светили гораздо хуже, чем нынешние. Иногда устанавливались дополнительные емкости для топлива, потому что заправиться на дороге не всегда представлялось возможным – между заправками порой было больше 500 км.

Продолжение следует...

Выражается отдельная благодарность дирекции Автомобильной Федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в частности Ольге Сивачевой и Левону Аладжалову, за помощь в подготовке материалов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях