В Петербурге создан прецедент - проходящий по программе государственной защиты свидетелей и потерпевших бизнесмен через суд решил добиться от ГУВД исполнения обязанностей по договору «Об условиях применения мер безопасности».
Проходящий по программе государственной защиты свидетелей и потерпевших петербургский бизнесмен стал жертвой нападения, а обязанный обеспечивать его защиту офицер полиции прибыл на место преступления примерно через час после звонка о помощи. Теперь бизнесмен будет добиваться от питерского ГУВД исполнения обязанностей по договору «Об условиях применения мер безопасности» в суде, а копия такого договора впервые попала в редакцию «Фонтанки».
Обещали безопасность
О том, что государственные силовые структуры из рук вон плохо исполняют свою основную обязанность — защиту интересов граждан, — известно давно. Но этот случай — первый, когда горожанину пришлось обратиться в суд, чтобы заставить полицию обеспечивать его защиту в рамках федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Его заявление принято Московским районным судом.
Генеральный директор ООО «Топливная компания «Омега» Олег Фёдоров ещё осенью 2007 года был признан потерпевшим в рамках уголовного дела по факту хищения у него нескольких цистерн с топливом. Дело было возбуждено по «тяжкой» статье - «мошенничество в особо крупных размерах». Несмотря на прошедшие с тех пор 4 года, оно так и не дошло до суда.
Олег Фёдоров считает, что стал жертвой преступной группы, но все эти годы он пытался восстановить справедливость — вернуть то, что у него отобрали. Будучи бывшим сотрудником силового ведомства (он много лет служил в одном из подразделений Главного разведывательного управления ВС РФ), он адекватно оценивал опасность, которая может ему грозить при попытке привлечь к уголовной ответственности организаторов совершённого в отношении него мошенничества. Поэтому в июле 2009 года (после появления в его семье ребёнка) он обратился к следователю ГСУ ГУВД Лантуховой, в чьём производстве на тот момент находилось уголовное дело, с ходатайством о применении мер государственной безопасности по отношению к нему и к членам его семьи.
Ходатайство было удовлетворено, следствием чего стал договор «Об условиях применения мер безопасности, взаимных обязательствах, взаимной ответственности сторон», заключённый между Олегом Фёдоровым и питерским ГУВД в лице теперь уже бывшего заместителя его начальника Виктора Кудрявцева. Копия этого договора попала в редакцию «Фонтанки» - ранее журналисты подобного документа никогда не видели.
В соответствии с этим договором орган, осуществляющий меры безопасности, в частности, обязан:
- осуществлять избранные меры безопасности в отношении защищаемого лица;
- немедленно реагировать на каждый ставший ему известным случай, требующий применения дополнительных мер безопасности;
- своевременно уведомлять защищаемое лицо об изменении, дополнении или об отмене применения в отношении него мер безопасности...
Любой юрист скажет: этот договор исключительно формален, хотя полностью соответствует федеральному закону «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Поэтому в России свидетель или потерпевший, находящийся под защитой государства, целиком и полностью зависит от конкретных исполнителей, которым поручено защищать его.
По словам Олега Фёдорова, практически никакого реального исполнения этого договора со стороны полиции он не увидел, хотя развитие уголовного дела, в рамках которого он стал объектом государственной защиты, обрастало многочисленными конфликтами.
Про госзащиту просили помолчать
В частности, бизнесмену удалось добиться осуждения бывшего судебного пристава-исполнителя Гатчинского отдела ФССП Виктора Кудлая за «превышение должностных полномочий» («Фонтанка» опубликовала об этом материал «Золотой» пристав превысил полномочия»). Соответствующий приговор Гатчинского городского суда пока не вступил в законную силу. По мнению Фёдорова, именно благодаря действиям данного пристава преступники смогли совершить в отношении него мошенничество.
Кроме того, Олег Фёдоров сумел добиться в Гатчинском же городском суде отмены всех постановлений следователей гатчинского отдела Главного следственного управления СК РФ по Ленинградской области об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении бизнесмена, которого Фёдоров считает организатором совершённого в отношении него преступления. Речь идёт о возбуждении дела по статье 210 УК РФ - «организация преступного сообщества».
17 марта 2011 года на главу «Омеги» было совершено нападение — двое в масках подкараулили бизнесмена у дверей офиса в Яковлевском переулке. Фёдорову удалось отбиться от преступников благодаря старой армейской подготовке, но сразу после нападения он обратился в милицию. Бизнесмен связывает нападение на него именно с развитием уголовного дела о мошенничестве, в рамках которого он признан потерпевшим.
Корреспонденту «Фонтанки» бизнесмен рассказал о своём общении с офицером полиции, который был обязан обеспечивать его государственную защиту. По словам Фёдорова, этот офицер прибыл на место преступления примерно через час после его звонка, мотивировав это занятостью на работе. Кроме того, офицер якобы просил бизнесмена не поднимать вопрос о том, что в момент нападения находился под защитой государства в его лице.
Однако конфликты, которыми обросло это уголовное дело, продолжают развиваться, в связи с чем Олег Фёдоров и решил обратиться в суд — всё-таки он на абсолютно законных основаниях находится под защитой государства. И решение, которое вынесет суд, станет абсолютным прецедентом: ранее участники программы государственной защиты свидетелей и потерпевших не пытались защищать свои права в судах.
Константин Шмелёв
для «Фонтанки.ру»