Строительство грузовой железной дороги в обход скоростной ветки Санкт-Петербург — Хельсинки не будет завершено в этом году. Проект общей стоимостью свыше 1,5 млрд долл. решено продлить как минимум до 2012 года, так как РЖД и Росжелдор не успевают выполнить работы, ссылаясь на недостаток финансирования. Аналитики уверены, что государство не будет торопиться с завершением проекта, так как, по сути, в нем заинтересован только порт Приморск.
Как пишет "Коммерсантъ", задерживается второй этап проекта — запуск движения грузовых поездов в обход скоростной линии, которая сейчас практически полностью отдана под скоростное пассажирское движение. Как пояснили "Ъ" в Росжелдоре, в 2011 году Минтранс получил меньший объем финансирования, чем предполагалось, и некоторые проекты были перенесены на 2012 год. "Работы выполняются, хотя их график было решено немного сместить", — заявили "Ъ" в пресс-службе Росжелдора, отметив, что в 2012 году основная часть второго этапа должна быть завершена.
Проект предусматривал запуск скоростных поездов Allegro между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Для этого планировалось подготовить уже имеющиеся железнодорожные пути для скоростного движения, потратив в общей сложности более 33 млрд руб., и вывести грузовое движение на отдельную инфраструктуру.
Всего на вынос грузового движения в 2008 - 2011 годах планировалось потратить 45,6 млрд руб. Из этой суммы 26,1 млрд руб. было выделено Росжелдору из инвестфонда РФ на строительство новой ветки Лосево — Каменногорск (около 65 км). Остальная часть средств должна быть вложена ОАО РЖД в развитие примыкающих участков. К концу этого года работы должны были быть завершены, но, как утверждают собеседники "Ъ", Росжелдор и РЖД не сделали и 30 % от запланированного. Источник "Ъ" в РЖД утверждает, что работы ведутся, но монополия не может завершить свою часть раньше, чем Росжелдор построит новую железнодорожную ветку.
Гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов отмечает, что существенных объемов грузоперевозок между Россией и Финляндией по железной дороге сейчас нет. "Есть небольшой экспорт нефтеналива, импорт же ввозится в Россию и автотранспортом", — объясняет он. Но источник "Ъ" в компании "Сумма Капитал" (совладелец Приморского торгового порта, ПТП) говорит, что при наличии обходной ветки и строительстве еще 57 км путей до порта Приморск через нее можно было бы вывозить до 40 млн тонн нефтеналивных и навалочных грузов в год. Впрочем, собеседник "Ъ" также отмечает, что строительство отдельной ветки нужно было и для того, чтобы государство смогло окупить весь проект: "Только за счет грузооборота можно окупить вложения в инфраструктуру для пассажиров".
Алексей Безбородов считает, что, по сути, вынос грузового движения нужен только ПТП. "Но одно дело кинуть нефтепровод, а другое — построить по болоту новую железную дорогу", — говорит он, считая, что государство будет продолжать тормозить реализацию проекта. Надежда Малышева из агентства Portnews, тем не менее, считает, что железная дорога может быть на руку и другим близлежащим терминалам. О намерениях расширить грузооборот при наличии ветки заявлял "ЛУКойл", владеющий терминалом в порту Высоцк. Кроме того, новая инфраструктура могла бы реанимировать порт Выборг, находящийся сейчас, по сути, в процедуре банкротства.