Президент Дмитрий Медведев подписал закон, который вводит в правовое поле новое понятие — административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Новое для Российской Федерации. В СССР такая практика активно использовалась в качестве превентивной меры в борьбе с рецидивной преступностью. В советском документе акцентировалось, что «надзор не имеет целью унижение человеческого достоинства или компрометацию поднадзорного по месту его работы и жительства». В современном варианте такой строки нет.
Президент Дмитрий Медведев подписал закон, который вводит в правовое поле новое понятие — административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Новое для Российской Федерации. В СССР такая практика активно использовалась в качестве превентивной меры в борьбе с рецидивной преступностью. В советском документе акцентировалось, что «надзор не имеет целью унижение человеческого достоинства или компрометацию поднадзорного по месту его работы и жительства». В современном варианте такой строки нет.
Официальный текст федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» пока не опубликован. Норма, утвержденная Советом Федерации и подписанная президентом 6 апреля, вступит в силу только 1 июля 2011 года. Согласно опубликованной на сайте Кремля справке к закону, он направлен «на обеспечение
правопорядка и общественной безопасности путём профилактического воздействия на граждан, имеющих судимость». Впервые в новейшей истории законопроект был внесен в Государственную думу в марте 2005 года. Как указывалось тогда в пояснительной записке, «необходимость принятия данного федерального закона определяется осложнением криминальной ситуации в России, а также важностью предупреждения повторных преступлений в общей системе мер борьбы с преступностью».
«В течение последних лет из мест лишения свободы ежегодно освобождается более 350 тыс. ранее судимых лиц. Ими совершается каждое пятое преступление», - такие данные приводились в документе 6-летней давности. За эти годы законопроект был существенно доработан, чтобы наконец быть принятым. Документ, прошедший третье чтение, предусматривает установление административного надзора для таких категорий экс-заключенных, как:
- осужденный за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;
- рецидивист, в том числе особо опасный;
- совершивший умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего, в том числе посягнувший на половую неприкосновенность и половую свободу ребенка.
Ограничений на воле также может ожидать и тот, кто плохо вел себя «на зоне», или тот, кто за год совершит два и более административных правонарушения. Устанавливаться надзор будет по решению суда, осуществлять его законом поручено органам внутренних дел. В документе
нет четкого указания на конкретное подразделение, но, скорее всего, эта функция будет прописана в должностных обязанностях участковых уполномоченных. Как таковой административный надзор представляет из себя комплекс запретов, полный перечень которых определяет судья. Это может быть табу на посещение определенных мест, в том числе массового скопления людей. Или может быть наложено вето на пребывание вне места
жительства в определенное время суток. А может, и вовсе введено «эмбарго» на выезд за установленные судом пределы территории. Если эти меры могут применяться по усмотрению судьи, то последний пункт обязателен для всех - явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора для преступников может составлять от 1 года до трех лет. В зависимости от поведения его продлят или отменят вовсе. При этом педофилов закон просит не беспокоиться — для них послаблений не предусмотрено. Пристальное внимание со стороны органов власти прекращается тогда, когда судимость считается снятой, то есть юридически человек становится честным, законопослушным гражданином. В исключительных случаях контролируемому можно получить разрешение покинуть установленные судом пределы территории: в случаях смерти или тяжёлой болезни близкого родственника, необходимости получения медицинской помощи, прохождения обучения или сдачи вступительных экзаменов, решения вопросов трудоустройства. Еще один аргумент — стихийное бедствие или иные чрезвычайные обстоятельства.
Закон вступает в силу с 1 июля. Если к тому времени совершивший тяжкое или особо тяжкое преступление, а также рецидивист уже вышел на свободу, но судимость его не погашена, то административный надзор можно установить над ним только в случае совершения правонарушений. К педофилам опять особое отношение — для них контроль наступает сразу же после вступления закона в силу.
Немаловажен тот факт, что нормативный документ предусматривает ответственность за нарушение установленных правил. Фактически это означает, что должны быть внесены поправки в Уголовный и Административный кодексы. В противном случае закон просто не имеет
смысла. Авторы проекта еще в 2005 году указывали на то, что де-юре в стране действует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI, которым утверждено Положение об административном надзоре.
Но в российских кодексах, в отличие от советских, нет положений об ответственности. Кстати, именно с отмиранием института административного надзора авторы проекта связывают рост рецидивной преступности — с 1994 по 2002 годы на 21,8 %.
Заместитель генерального директора АЖУР, в прошлом сотрудник уголовного розыска Евгений Вышенков считает, что возрождение надзора — это, скорее, благо. Фактически российский закон создан по образу и подобию советского. Поэтому логично, что практика будет перекликаться не хуже теории. «Злостное нарушение правил могло служить основанием для лишения свободы на полгода, но на самом деле очень мало людей «заезжало» за надзор. Означает ли это, что все «надзорники» себя хорошо вели? Конечно, нет, - рассказал «Фонтанке» Вышенков. - Просто надзор — это крюк, через который всегда можно было договориться о сотрудничестве: взамен на информацию закрывались глаза на неисполнение ограничений». По словам бывшего оперативника, польза государству была очевидной — получаемая информация позволяла раскрыть серьезные преступления, но формально надзор редко когда соблюдался. В качестве примера из жизни Евгений Вышенков вспомнил случай, произошедший с ним в середине 80-х, когда на его территории появился из мест лишения свободы вор-карманник по прозвищу Москва. «Как только он встал ко мне на учет, я тут же посетил его квартиру, а через несколько дней ко мне приехали сотрудники из главка, которые убедительно попросили меня заниматься своим делом. Мол, с чердаков много нижнего белья пропадает, а им виднее, где и как таким людям, как Москва, жить. Я был тогда лейтенантом, они были майорами. Поэтому к Толе по прозвищу Москва я больше не заходил».
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»