Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Музыка Олег Гаркуша: «Жду подарка от Валентины Ивановны» (фото)

Олег Гаркуша: «Жду подарка от Валентины Ивановны» (фото)

1 053

В это трудно поверить, но 23 февраля одному из самых ярких персонажей петербургской рок-сцены Олегу Гаркуше стукнуло 50. А 24 февраля он отметил свой юбилей в компании друзей на сцене ДК им. Ленсовета. Олег рассказал «Фонтанке», какого он ждет подарка от губернатора, почему делится воспоминаниями за деньги и почему не в восторге от новой книги об «Аукцыоне».

– Олег, твой юбилей (интервьюер знаком с Гаркушей почти три десятка лет, поэтому с Олегом на «ты». – Прим. ред.) отмечен тремя концертами в Петербурге, Москве и Минске. Причем в афишах всё это названо: «Московское празднование юбилея Олега Гаркуши», «Минское празднование…». Ты любишь отмечать дни рождения шумно, масштабно?

– Нет, со мной это впервые. Не я это придумал, но я согласился, потому что полтинник – это тебе не ерунда какая-то. Серьезная цифра. С другой стороны, на полтиннике жизнь не заканчивается. Хотя цифра немного смущает.

– Ты родился в День Советской армии – с этим событием в твоей жизни что-то связано?

– В армии я не служил, но ко Дню защитника Отечества отношусь с уважением. Дед мой был военным моряком, погиб на линкоре «Марат» в Кронштадте, на тамошнем кладбище есть плита с фамилией Гаркуша. С моим фондом «Гаркундель» мы устраиваем концерты в Кронштадте в День военно-морского флота.

– Были такие моменты, когда ты чувствовал себя защитником Отечества?

– Интересный вопрос. Может быть, на каком-нибудь западном фестивале времен перестройки. Помню, на одном мы выступали сразу после Карлоса Сантаны. Меня гордость переполняла! Я с трепетом слушал любимого гитариста, а потом сам шагнул на ту же сцену.



– В чем суть твоего фонда «Гаркундель», чем он от подобных фондов и клубов отличается?


– Мы существуем уже 11-й год, то есть доказали свою состоятельность. Суть в том, что стараемся помогать молодым, талантливым музыкантам опериться – сделать записи, дать концерты, выступить на фестивалях. У нас в попечительском совете – Юра Шевчук, Володя Рекшан, Митя Шагин, Женя Глюкк, и они по мере сил принимают участие в проектах «Гаркунделя». Всё бы ничего, но, к сожалению, нет своего помещения, чтобы разместить репетиционную площадку, студию звукозаписи, музей, офис. Город предлагал какие-то помещения, но они малы и находятся в жилых домах, где особо не развернешься, не «погремишь». Понятно, что всё куплено и, как говорится, всё украдено до нас, но всё равно что-то можно найти. Я встречался с Валентиной Ивановной Матвиенко, когда она приезжала в музей клуба «Камчатка», и губернатор обещала помочь. Но дело как-то затянулось. Так что когда меня спрашивают друзья, о каком подарке на юбилей я мечтаю, то мне не приходится ломать голову – о помещении для «Гаркунделя».

– А как ты относишься к навязчивой идее возрождения Ленинградского рок-клуба, что бродит в умах ветеранов клуба, но никак не может реализоваться?


– Конечно, положительно. Только надо этим заниматься трезво, серьезно. И хотя мне хватает забот в своем фонде, я бы с радостью помог возрождению Ленинградского рок-клуба. Ничего страшного, если будет два рок-клуба, три, да хоть в каждом районе по рок-клубу. Музыканты были бы счастливы, потому что весь город ходит с гитарами, ребята ездят за тридевять земель на репетиционные точки, а так они бы в своем районе с удовольствием репетировали, играли.



– Ты считаешь, что молодежь по-прежнему ходит с гитарами, а не с айподами?

– Сам удивляюсь, что компьютеризация вовсе не убила интерес молодежи к рок-музыке. Клубы полны, фестивали собирают много новых групп. Хватает и музыкантов, и зрителей. Молодежи и на концертах «Аукцыона» много. Мне трудно объяснить, почему на наши концерты приходит и стар, и млад. Наверное, дело в энергетике, да и душевность нашей музыки привлекает. Зрители вырастают и своих детишек ведут к нам. Дошколята распевают наши песни – здорово!

– Вот говоришь, весь город ходит с гитарами, так почему же сам Гаркуша так и не освоил ни один инструмент?


– В свое время, когда пьянствовал, мог на двух-трех аккордах себе подыграть, но это звучало ужасно. У меня другая стезя. Очень странная: я не музыкант, не поэт, не певец, не актер. Но вот так сложилось, что рок-н-ролл меня принял.



– Десять лет назад вышла твоя книжка «Мальчик как мальчик». Продолжения не ждать?

– Меня многие просят об этом. Но те мемуары спонтанно родились. Просто Александр Житинский в свое время попросил меня, Цоя и Гребенщикова написать пару листочков своей биографии. Что-то он хотел с этим сделать. Я взялся, потом пошло-поехало, и получилась такая книжка. И хоть десять лет прошло с появления «Мальчика», все-таки основные события в молодости происходили, и писать о новом не так интересно. Но к юбилею я сделал совсем другую книжку – «Ворона», где 90 стихотворений и 90 иллюстраций замечательного художника, моего друга Гавриила Лубнина.

– Осенью в московском издательстве вышла книга об «Аукцыоне»…

– У меня к ней неоднозначное отношение. Я считаю, примерно половина из написанного там грешит большими неточностями. И еще, я сказал об этом автору Михаилу Марголису, какая-то она, эта книжка, получилась не душевная. По-моему, и другие «аукцыонщики» скептически восприняли этот труд.

– Так это не авторизированная биография, как сообщалось в анонсах?

– Нет, конечно. Автор просто встретился с несколькими музыкантами «Аукцыона», даже не со всеми, что-то спросил, записал, что-то от себя добавил. Но всё как-то без души. Наверное, после книги про «Машину времени» Миша получил заказ на следующую группу и выполнил заказ. Будь моя воля, я бы с удовольствием отдал все материалы тому же Андрею Бурлаке, который изначально видел становление группы, ему бы доверил написать книгу, а не Марголису. К тому же издательство не желало платить деньги за фотографии, так что иллюстративный материал там блеклый. Они и мне предложили поделиться архивами, но пожадничали. Мне такое отношение не понравилось. Понятно, не всё деньгами меряется, я человек не меркантильный, но за работу, за потраченное время надо находить возможность платить.



– Деньги, деньги… Помню, год назад накануне очередной даты, связанной с Виктором Цоем, московские телевизионщики попросили меня дать им твой телефон. А потом в шоке перезвонили: Гаркуша попросил денег за рассказ о Цое. Справедливости ради скажу, что и отец Цоя тоже попросил гонорар за беседу с теми телевизионщиками.

– А в этом ничего зазорного нет. Моя позиция очень простая: я знаю, что у московских телекомпаний есть некая сумма, специально заложенная в бюджет программы, для таких «вредных людей», как я, и они ее используют, если человек им действительно нужен. В качестве гонорара, благодарности поощряют необходимый им источник. Если источник ничего не просит, себе всё забирают. Это абсолютно проверенная информация. Я иногда езжу в Москву, и телевизионные люди спокойно со мной договариваются по поводу гонорара. Другой разговор, когда звонят с какого-нибудь петербургского или гатчинского кабельного канала, где явно нет денег, а ребята хорошие, по-настоящему интересуются – я с удовольствием приеду, расскажу. А когда мне «разъясняют», что телеэфир мне нужен для пиара, то это смешно. Мне это ни к чему. И никогда не было нужно. Мы занимались своим делом и поднялись до состояния, как пишут рок-энциклопедии, культовой и легендарной группы – всё сами.

– Что сегодня происходит с «Аукцыоном»?


– У нас всё хорошо. Играем, выступаем, в данный момент потихонечку записываем новый альбом. Года два или три назад примкнул к нам Владимир Волков. У нас достаточно большой коллектив – восемь основных музыкантов.

– Гаркушу в Петербурге знает буквально каждый, а на просторы России твоя слава шагнула?


– Помню, у нас был тур по России, мы на своем автобусе катались. Зарубились на ночлег в какой-то глухой деревушке, зашли вечером в магазин. Там у местных пацанов случился столбняк – они офигели от того, что встретили Гаркушу. А однажды в Москве вхожу в метро, так поезд останавливается, из кабины выскакивает водитель, набрасывается на меня, просит автограф, фотографируется. Я обалдел: «Спасибо, конечно, но ведь у вас же поезд стоит!» «Да ничего страшного!» – отвечает.



– Ты ведь сам так и не сел за баранку?


– Живу в центре, много хожу пешком, а если что, передвигаюсь на общественном транспорте.

– Как складывается твоя кинокарьера? Ты ведь даже у Алексея Германа снимался в многострадальной картине «История Арканарской резни».

– После первого кастинга и фотосессии прошло семь лет, и вдруг звонят с киностудии: «Алексей Юрьевич вас хочет видеть». Семь лет спустя! Я там – дон, рыцарь. Мне подобрали специальный костюм. Роль без слов, но Герман объяснил, что ему нужен мой взгляд. Вот этот взгляд и снимался неделю. А этой осенью я снялся в фильме молодого режиссера Александры Стреляной. Рабочее название – «Суходол», по Ивану Бунину. Продюсер картины – Алексей Учитель. До этого у Саши были только короткометражки. Очень кайфовая, приятная, талантливая девушка.



– Олег, как складывается твоя личная жизнь?

– Мне сын строго-настрого запретил рассказывать про личную жизнь.

– А сыну сколько?

– 23. Но он не артист, не музыкант.

Михаил Садчиков

Автор фотографий с юбилейного вечера Олега Гаркуши в ДК им. Ленсовета – Михаил Садчиков-младший.

«Фонтанка.ру»

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях