Петербургский филиал банка «ЮниКредит» уличен в сокрытии информации от владельца пластиковой карты. Такое решение принял Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Следуя его логике, в подобном нарушении можно обвинить практически любой российский банк.
Жалобу на «ЮниКредит» подал один из его клиентов. Он совершал операции в евро, а списание с рублевого карточного счета, согласно договору, осуществлялись по курсу на день отражения операции. При этом валюта была зачислена на счет по одному курсу, а списана – по другому. Но в выписке банк не отразил все эти операции с полным расчетом (суммой в евро и рублях, курсом и т.д.).
Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, в которое обратился недовольный клиент, признало такую практику нарушением закона – банк не представил потребителю информацию о полной сумме, подлежащей зачислению и списанию. Для ее определения необходимо было производить арифметические действия. На ЗАО «ЮниКредит Банк» было наложено административное взыскание.
Не согласившись с постановлением надзорного органа, кредитная организация оспорила его в арбитражном суде. Но служители Фемиды не согласились с аргументами финансистов: «Совокупностью материалов административного дела подтверждается факт не представления потребителю информации о полной сумме, подлежащей зачислению и списанию со счета карты ... Доказательства невозможности соблюдения банком своей публично-правовой обязанности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, отсутствуют», – заключил суд.
Подобную практику оформления выписок используют большинство российских кредитных организаций. Например, по совершаемым за рубежом операциям сумма, чаще всего, конвертируется сначала в доллары по внутреннему курсу международной платежной системы (VISA или MasterCard), а потом в рубли по внутреннему курсу банка. Зачастую за эти конверсионные операции взимается комиссия от 0,7 до 2 процентов. Но все эти расчеты в выписках не отражаются, а полные данные клиент не всегда может получить, даже запросив банк.