«Веера взмах» - выставка традиционных вееров народов Евразии из коллекции Российского этнографического музея откроется 23 декабря в 16.00. Как сообщили «Фонтанке» в музее, будет представлена большая часть коллекции, насчитывающей 130 традиционных вееров. Среди них вееры, характеризующие быт абхазов, адыгейцев, азербайджанцев, айнов, бурятов, грузин, кабардинцев, казахов, киргизов, нанайцев, ненцев, нивхов, орочей, осетин, таджиков, узбеков, уйгуров, черкесов, хантов и манси, якуты. Коллекцию дополняют веера из Афганистана, Ирана, Китая, Японии.
В музее отмечают, что коллекция вееров всегда была закрытой. Исследователи не выделяли это атрибут в отдельный фонд, и работа над вычленением вееров из общего собрания и последующее изучение коллекции началось только в 80-х гг. XX века художником-реставратором Еленой Янковской. Таким образом, подготовка выставки, которая откроется 23 декабря, продолжалась 20 лет.
Среди выставленных предметов вееры корейского императора и его жены, - в 1896 году, в период японcкой экспансии в отношении Кореи, император Кон Джунь, спасаясь от преследований, провел несколько месяцев в русском консульстве. В благодарность за спасение он подарил российским дипломатам часть своих вещей, среди которых были несколько вееров. В традиции Кореи и Японии, раскладывающаяся конструкция веера позволяет ему быть подарком со смыслом, - даритель желает вам раскрыться так же как и этот веер.
Как говорят эксперты, большая часть вееров имеет отношение к культу огня и домашнего очага. Не было проклятия страшнее, чем «да потухнет огонь в твоем очаге». В системе традиционных представлений огонь - живой. К нему страшно прикоснуться, и он связан с духами-покровителями. Поэтому взаимодействовать с ним можно только посредством веера: берестяного на Дальнем Востоке, бархатного с золотым шитьем у адыгейцев, плетеных у народов Средней Азии, имитирующего крыло лебедя, гуся или ворона в Сибири...
Среди экспонатов выставки драгоценный индийский веер с пером павлина, красными аппликациями, вышивкой серебром, украшенный надкрыльями жука «златки». Индийские мастера знали о лечебных свойствах материалов, из которых изготовляли предметы и цветов. Например, цвета, в которые окрашены детали представляемого веера, регулируют в человеке движение желчи, тепла и флегмы. Таким образом, он не только давал прохладу, но и служил инструментом цветотерапии, вызывая в человеческом организме определенные реакции.
Большая часть вееров коллекции Российского этнографического музея (РЭМ) приобретена в экспедициях, некоторые переданы в дар или куплены у частных лиц. Большая коллекция вееров была собрана по распоряжению генерал-губернатора Туркестана К.П.Кауфмана. Это был выдающийся человек и государственный деятель, который, управляя Туркестаном, открыл там 60 гимназий, сформировал коллекцию предметов, характеризующих культуру коренного народа.
Крайне сложно было собирать коллекцию на Кавказе. Более или менее безопасным для исследователей этот регион стал на рубеже XIX-XX вв. За два веера, которые в 1912 году привез с Кавказа Александр Сержпутовский было заплачено человеческой жизнью - проводник этнографа сорвался с тропы. На его месте мог оказаться и сам исследователь, и драгоценный груз... И все равно экспедиции продолжались: 1923 год - Александр Миллер, Кавказ - 3 веера и опахало, 1931-1933 гг. - Евгений Шнейдер, Дальний Восток, орочи - традиционные вееры. В 1937 году оба этих исследователя были расстреляны.