Требования к рекламным статьям в российских газетах и журналах могут быть ужесточены: законодатели предлагают установить требования к шрифту обозначений о коммерческом характере статьи. Это должно оградить читателей от обмана.
Обязанность устанавливать пометку «реклама» или «на правах рекламы» предусмотрена и действующим законом. Однако многие издатели недобросовестно исполняют эту норму – делают такую пометку порой нечитабельным или незаметным мелким и малоконтрастным шрифтом. Кроме того, некоторые СМИ помечают рекламные статьи разного рода звездочками, «птичками», «галочками», печатают на фоне и т.д. Смысл таких выделений (также не всегда заметных) расшифровывается в выходных данных, на которые большинство читателей, как правило, не обращает внимание.
По мнению автора внесенной на минувшей неделе поправки – депутата федерального парламента Павла Тараканова, такая практика приводит к обману потребителей: «Российские граждане, особенно пожилого возраста, имеющие проблемы со зрением, не всегда четко осознают, что читают именно рекламный текст. Очень часто реклама маскируется под аналитические статьи специалистов, предлагающих приобрести различные товары, либо воспользоваться услугами экспертов, обещающих решить ту или иную проблему, стоящую перед человеком», – отмечает депутат в пояснительной записке.
Ссылаясь на исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), он считает проблему актуальной: опросы социологов показали, что каждый десятый российский гражданин является жертвой недобросовестной рекламы.
Для решения вопроса он предлагает уточнить норму действующего закона о рекламе, указав, что шрифт обязательных пометок «должен быть четким, легко читаемым и соответствовать самому крупному размеру шрифта, используемого в тексте рекламы».
Принятие такой поправки, по мнению Павла Тараканова, «будет способствовать повышению уровня достоверности информации, получаемой российскими гражданами, и ограничит возможности недобросовестных предпринимателей вводить граждан в заблуждение».
Ведь за нарушение законодательства о рекламе Федеральная антимонопольная служба может привлечь издателей к жесткой административной ответственности – штрафу в сумме до полумиллиона рублей.