Дизельное топливо на большинстве заправок в Петербурге резко подорожало. В среднем цена зимней солярки поднялась единовременно на 2 рубля. И прогноз неутешителен: дефицит, который вызвал подорожание нефтепродукта, пока ничем не компенсируется. А значит, дизтопливо может расти в цене и дальше. А с нового года, предупреждают заправщики, стоит ждать и подорожания бензина.
До 22-23 рублей за литр дизельное топливо подорожало всего лишь за последние две недели. По данным информационного центра “Кортес”, зимнее дизельное топливо на спотовом рынке с поставкой в декабре подорожало в среднем на 595 рублей за тонну, до 24 тысяч 649 рублей. “Зимние марки дизельного топлива подорожали из-за холодной погоды, установившейся на территории России, которая привела к росту спроса на продукт”, - считают специалисты центра мониторинга нефтепродуктов.
Однако розничные продавцы считают, что дело не только в этом. По словам директора по закупкам и хранению ООО “Несте Санкт-Петербург” Павла Мазурина, невиданный ранее дефицит дизтоплива может быть спровоцирован заинтересованностью производителей в сделках на экспорт.
“Частично сложное положение с дизелем в Петербурге вызвано тем, что Киришский завод сейчас не производит нужного продавцам топлива. Ситуация выправится, только если другие поставщики (например, Ярославский нефтеперерабатывающий завод, с которого сейчас идет большинство поставок) значительно увеличат объем выпуска”, - считает Мазурин.
Отметим, что о дефиците дизельного топлива на рынке Северо-Западного региона “Фонтанка” сообщала в октябре - тогда нам стало известно, что основной поставщик этого вида нефтепродукта завод “КИНЭФ” прекратил отгрузку топлива потребителям. Официально о причинах ничего не сообщалось, однако источники нашего издания говорили о том, что предприятие сосредоточилось на поставках зимнего дизеля на внешний рынок. К слову, корреспондент "Водителя Петербурга" отмечает, что на заправках самого КИНЭФа (Киришиавтосервис, Сургутнефтегаз) в Петербурге со вчерашнего дня стоимость литра дизельного топлива существенно превысила 24 рубля.
Отсутствие киришского топлива добавляет цену на поставленный из других заводов дизель. Так, в компании “Лукойл Северо-Запад” уточнили, что вынуждены возить зимнее топливо из Перми и Ухты, где находятся предприятия, специализирующиеся на производстве этого вида горючего. Разумеется, в окончательную цену товара включают и транспортные расходы.
Когда цена на дизель зафиксируется, розничные продавцы ответить затрудняются. Как сообщил “Фонтанке” заместитель руководителя “Газпром нефть Северо-Запад” Анатолий Шлык, на данный момент подъем стоимости продолжается, и когда он остановится, сказать сложно. “Пока поставщики просто ставят нас перед фактом увеличения цены топлива. Такого резкого повышения никто не ожидал”, - говорит специалист.
Иначе считает президент Нефтяного клуба Борис Ашихмин. По его мнению, сейчас розничные продавцы отыгрывают повышение цены на дизель, произошедшее на оптовом рынке в сентябре-октябре. “Тогда ставки на дизель поднялись на 15%, в декабре подросли еще на 10%. Подорожание в рознице означает, что продавцы исчерпали свои запасы, выкупленные по старым ценам”, - отмечает Ашихмин.
Прогнозировать, насколько подорожает солярка и бензин в следующем году, специалисты пока не решаются. По словам Анатолия Шлыка, пропорциональное увеличение стоимости бензинов Аи-92 и Аи-95, которое потребители заметили в последнее время, сейчас приостановилось.
“На данный момент все ждут более конкретной информации о росте акциза на топливо с 1 января 2011 года. После того, как механизм взимания сбора будет понятен, о новых ценах можно будет говорить определеннее”, - считает специалист.
Как отмечает президент Нефтяного клуба, будет ли увеличение цен и если да, то на сколько, - решать розничным продавцам. “Сейчас известно, что налоговая нагрузка на тонну топлива возрастет на 2 тысячи рублей. Также запланировано повышение зарплат в отрасли. Получается, что стоимость увеличится. Однако, будут ли ее возмещать потребители или она ляжет на плечи продавцов, решать им”, - комментирует Ашихмин.
Напомним, власть имущие инициаторы повышения акциза на бензин в середине 2010 года отмечали, что итоговая цена топлива на заправках подрастет в среднем на 50 копеек. При этом утверждалось, что это повышение компенсируется понижением ставки транспортного налога.
Солярка дорожает из-за дефицита, бензин - за компанию
ПО ТЕМЕ