В этом году отметил юбилей герой множества анекдотов, неказистый и когда-то самый популярный в народе автомобиль ЗАЗ-965, вошедший в историю под именем «горбатый». 18 июля 1960 года он сошел с конвейера Запорожского автозавода. Довольно скромная цена первой советской микролитражки, равная тысяче бутылок водки, позволила даже тем, кто об этом не мечтал, обзавестись личным авто. Сегодня «Запорожец» — большая редкость. В Петербурге их всего около сотни, но лишь одна треть — на ходу. Корреспондент «МК в Питере» нашла людей, которые питают особую симпатию к «жужикам» и «запикам», — участников «ЗАЗ-банды». Так называют себя члены Петербургского клуба любителей «Запорожцев».
Не дает мозгам засохнуть, а рукам завянуть!
Из-за низкой стоимости «Запорожец» несколько десятилетий назад был любим студентами, советскими инженерами, дачниками, пенсионерами. Кое-кто из них пронес эту любовь сквозь годы. Эти люди утверждают, что после минимальных доработок «запор» и сегодня вполне пригоден для использования.
Как и многие клубы по интересам, Клуб любителей ЗАЗ изначально появился в Сети. Ценители советских микролитражек делились друг с другом опытом содержания и эксплуатации «Запорожцев». В 2003 году «зазоводы», как они себя сами называют, наконец встретились и создали «ЗАЗ-банду». Сегодня в этом автомобильном мини-клубе 15 человек в возрасте от 18 до 56 лет и 11 машин, 6 из которых — в первозданном виде, без всякого тюнинга.
В модельном ряду клуба: «горбатые» — ЗАЗ-965, «мыльницы» — ЗАЗ-968М и «ушастые» — ЗАЗ-966. Зазоводы их называют ласково: «горбик», «ушан», «цыпа» (из-за ярко-желтого цвета), «голубая мечта» (тоже из-за цвета), «жужик», «запик», «мститель» (стоит мощный движок от «Фольксваген Гольф»). В советское время, правда, «Запорожец» получал совсем не такие добрые прозвища: «консервная банка», «рахитик», «жопорожец». Сегодня, когда ЗАЗ можно причислить к раритету, у многих к ним проснулась ностальгическая любовь.
Выводить своих «Запорожцев» на дорожные поля зазоводы предпочитают с конца апреля по начало октября. По снежной каше ведь на них особо не наездишься, даже если заведутся в мороз. Правда, этим летом в аномальную жару ЗАЗам было тоже непросто — они быстро перегревались и глохли. В октябре зазоводы уже отметили закрытие сезона, символически выстроив из машин цифру «50» в честь юбилея. Теперь до конца зимы «жужиков» в гаражах будут приводить в порядок. Однако, как правило, один раз в холодное время года участники клуба все же выводят своих «железных пони» в свет, на зимние гонки.
— Моим первым автомобилем был «Запорожец». И сколько потом машин ни сменил, все равно к нему вернулся. Ностальгия замучила. Это авто для души. Не дает мозгам засохнуть, а рукам завянуть! — признается 56-летний Алексей.
Почти все члены «ЗАЗ-банды» имеют технические специальности, так что перманентный ремонт «Запорожцев» им не особо в тягость. По словам участников клуба, «жужиков» на дороге сегодня охотно пропускают, а милиция если и останавливает, то просто из любопытства.
Дорогой «жужик»
Молодые участники клуба признаются, что испытывают к «подарку» советского автопрома чувство умиления.
— Они очень забавные с виду, и ремонтировать их можно буквально «на коленках», — говорит активист «ЗАЗ-банды» Вячеслав Коваленко, которому на вид не больше 30 лет.
Зазоводы уверены, что экипаж из четырех мужиков может на «Запоре» проехать где угодно — в случае, если машина застряла или столкнулась с «непреодолимым» препятствием типа канавы, экипаж просто выходит, поднимает «Запор» на руки и переносит через препятствие.
У Вячеслава Коваленко самый навороченный «горбатый» в клубе. В 2005 году он купил его за 300 долларов по объявлению, у одной пожилой четы. С тех пор на нем отъездил уже 12 тысяч километров. Из родных деталей у «горбатого» остались только движок и коробка передач, остальное подверглось ремонту и тюнингу: дисковые тормоза, ксеноновые фары, доработанная подвеска. Даже окна опускаются автоматически.
— Детали на него появляются очень редко. Бывает, какой-нибудь дедушка откроет гараж со старыми запчастями и предлагает за 500–700 рублей забрать все, что захотим, вот это — удача. В основном же находим в специальном магазине на Техноложке и иногда на Ириновском рынке или обмениваемся друг с другом. А так содержание — как у обычных машин: страховка, техосмотр, бензин, гараж, — делится Вячеслав. В своего «жужика» он вложил уже немало и пока останавливаться не собирается. Говорит, процесс захватил.
Сегодня купить «Запорожец» на ходу — большая удача. Цены на разные модели варьируются в зависимости от состояния от 100 долларов до 50 тысяч рублей.
— Все зависит от наглости хозяев. Как-то я видел объявление: за «горбатого» просили полтора миллиона рублей. Но можно попытаться и за 5 тысяч рублей найти «мыльницу» на ходу, — рассказывает Вячеслав Коваленко.
Владельцы «Запорожцев» стараются всегда оставлять машины в гараже. Один из участников клуба рассказал, что однажды бросил «ушастого» возле дома, а наутро обнаружил, что на капоте кто-то посидел, литые диски сняты, зеркал нет, эмблему стащили. Зазоводы говорят, что машины часто угоняют, чтобы покататься или сдать в металлолом. У некоторых моделей один капот может стоить 15 тысяч рублей.
На своем «горбатом»
В этом году по случаю 50-летнего юбилея на родине «горбатого», на Украине, проходил большой праздник. Съехались любители «Запорожца» из Германии, Польши, Литвы, Венгрии, Беларуси, Азербайджана, Грузии. Было 50 «горбатых», а еще «ушастики», «мыльницы». Петербуржцы тоже присутствовали. Один «новый украинец» на джипе обогнал колонну и долго сигналил — оказывается, мужчина решил выразить свое уважение и тормозил, чтобы вручить бутылку коньяка.
Зазоводы говорят, что любовь к «Запорожцам» очень объединяет людей. Так на съезде немец (которому удалось ухватить одну из последних экспортных микролитражек) и украинка (владелица «горбатого») познакомились и в скором времени поженились.
Считается, что у «Запорожца», помимо непритязательной внешности, еще и крайне тесный салон (шутили, что в «Запорожце» нет радио, потому что уши водителя все равно зажаты коленками). Однако за счет отсутствия двигателя в привычном месте у шофера и пассажира на переднем сиденье довольно много места. По молодости «Запорожец» был машинкой весьма резвой. Малую мощность двигателя отлично компенсировала легкость кузова. Даже сегодня хорошо сохранившиеся модели, по словам зазоводов, могут разгоняться до 120 километров в час.
— Когда так быстро едешь, ощущение, будто сейчас взлетишь. Страшновато, конечно. А вообще, комфортная скорость — 80 километров в час. «Запорожец», пожалуй, единственная машина, где высота больше ширины, поэтому он легко может перевернуться на крышу, — говорит Вячеслав.
Однажды, у еще одного любителя ЗАЗа — Станислава — на резком повороте машина встала на два колеса.
— Я в поворот на скорости «60» вошел, вылетели перчатки и документы, жена только не вылетела, — шутит Стас. — Несколько долей секунды это продолжалось, потом «запор» встал на место.
У другого зазовода однажды во время езды на «ушастом» пошел неожиданно дым из движка. Когда остановился, вышел, открыл багажник (место для двигателя) и увидел, что загорелась тряпка. И тут он вспомнил, что пару минут назад выбросил окурок из окна. Оказалось, сигарету засосало в «уши», и она залетела в багажник.
Ко всем особенностям ЗАЗа водители относятся с юмором. Влюбленные в «Запорожец» обычно называют лишь один недостаток этой машины, который, впрочем, тут же превращают в достоинство: мотор уж очень громкий, а звукоизоляции в салоне нет. А с другой-то стороны, начнет жена пилить по дороге на дачу, а тебе и не слышно.
Зазоводы хвалят свои машинки за вполне приличную окраску кузова и стойкость к коррозии, а также за неприхотливость двигателей, которые легко переваривают 76-й бензин (обычно расход: 6–7 литров на 100 километров, 11 литров — если ехать уж очень быстро) и сохраняют свою работоспособность даже после серьезных поломок. Плюс есть автономная печка на бензине — не надо запускать двигатель, чтобы прогреть машину. Из-за отличной ремонтопригодности «Запорожец» остается очень «живучим» средством передвижения. К тому же колесный антиквариат в цене только растет.
От «горбатого» до «мыльницы»
В 1960 году начался серийный выпуск ЗАЗ-965 («горбатый»), внешне очень походившего на итальянский Fiat 600. У нашего был бензиновый четырехцилиндровый двигатель мощностью 23 лошадиные силы. Мотор располагался сзади. Такой «Запорожец» выпускался вплоть до 1962 года, когда ему на смену пришел ЗАЗ-965А. Его двигатель развивал уже 27 лошадиных сил, а максимальная скорость выросла до 90 километров в час. Эта версия просуществовала на конвейере до 1969 года, хотя на два года ранее началось производство ЗАЗ-966.
Новые «Запорожцы» отрастили свои знаменитые «уши» — воздухозаборники. ЗАЗ-966 оснащался новым двигателем объемом 1,2 литра, который предлагался в трех вариантах мощности: 40, 45 и 50 лошадиных сил. В таком виде автомобиль производили до 1972 года, после чего на конвейер встал ЗАЗ-968, который без каких-либо существенных изменений прожил еще восемь лет и от своего родственника ЗАЗ-966 мало чем отличался (немного поменялся дизайн передка, появилась новая приборная панель, фонари заднего хода и укороченные «уши»).
В 1980 году сошла с конвейера последняя модель «Запорожца» — 968М (которую в народе прозвали «мыльницей»), ставшая самой массовой и выпускавшаяся дольше всех остальных — 14 лет. Производство этого последнего «классического» «Запорожца» было прекращено 1 июля 1994 года.
Всего с 1967 по 1994 год на ЗАЗе было выпущено 3 100 338 «Запорожцев» моделей 966 и 968. Цена на новую машину составляла от 1800 до 3500 рублей.
Анекдот про «Запорожец»
2050 год. 600-й «Мерседес» подрезает горбатый «Запорожец» и резко тормозит перед светофором. «Запорожец», естественно, бьет «Мерс» сзади. Из «Мерседеса» вылезает новый русский.
Из «запора» неторопливо выходит дедок и говорит:
— Это же коллекционная модель, ручная сборка! Мужик, ты даже не представляешь, на какие бабки ты сейчас попал!..
Стихи про «Запорожец»
Не брезгуй уроженцем Запорожья!
Ты в душу загляни — а не смотри на рожу.
Не поленись: в салон залезь,
Поерзай задом, чтоб удобней сесть.
Двор разбуди гудком, как делает шпана,
И вспомни, что у нас была Страна.