Перенос Южного поста Санкт-Петербургской таможни не только поставил вопрос о том, что делать в сложившейся ситуации участникам ВЭД в городе на Неве. Но и обозначил проблему — стоит ли им вообще заниматься бизнесом в регионе. «Фонтанка» оценила перспективы логистической привлекательности Северо-Запада.
Понять, стал ли перенос Южного поста Санкт-Петербургской таможни с одной улицы в Шушарах на другую поводом для транспортного коллапса в этой части города, оказалось весьма непросто. Выезды с Московского шоссе действительно забиты фурами, по направлению в промзону вытянулась очередь, которая загибается по узким дорогам вглубь территории, стоянки заполнены. Однако однозначно сказать, что все эти машины пытаются попасть именно на таможенный терминал, просто невозможно. Но то, что сложности с оформлением появились, никто не отрицает.
Достаточно хотя бы того, что СЗТУ с пометкой «срочно» выдало на гора трехстраничный пресс-релиз, призванный успокоить общественность, взбудораженную тем, что в два дня была изменена точка таможенного оформления грузов, направляемых в адрес Южного поста. Если еще четыре дня назад пост находился на улице Ленина в Шушарах на площадке «Совавто», то 30-го числа таможенники устроили переезд на соседнюю, арендуемую РОСТЭКом на Поселковой. Около 40 машин, по оценкам участников ВЭД, «зависли» на территории «Совавто», предполагается, что их выпуск будет завершен, но новые грузовики приниматься уже не будут. Старший менеджер терминала в разговоре с «Фонтанкой» сказал, что они работают только в режиме СВХ, при этом доставка к ним не осуществляется (то есть в сопроводительных документах места доставки грузов теперь указывается соседский адрес).
По данным экспертов, опрошенных «Фонтанкой», еще несколько дней назад они допускали, что доставку в адрес «Совавто» сохранят, перенеся на новое место только непосредственно таможенную очистку. Такое развитие ситуации привело бы к реальному улучшению в зоне деятельности Санкт-Петербургской таможни. По данным СЗТУ, РОСТЭК может предложить брокерам и владельцам грузов только 200 мест, с расширением в будущем до 400 (против уже имеющихся 400 у «Совавто»). На этом фоне перенос поста выглядит откровенно неоправданным и более чем вызывающим подозрение и соответствующие вопросы о том, кто в этом заинтересован.
Очевидный ответ на последний вопрос находится на поверхности: ФГУП РОСТЭК учреждено Федеральной таможенной службой. Коммерсантам в этой сфере деятельности места не остается. По словам председателя совета директоров “Русского логистического провайдера» Руслана Кисса, сейчас становится все меньше ТЛТ и таможенных постов, где оператором выступал кто-то иной, кроме РОСТЭКа. РОСТЭК оперирует уже и в Выборге. Там на днях состоялось открытие таможенно-логистического терминала второй категории «Брусничный» (СВХ ЗАО «РОСТЭК-Выборг»). Большая часть оформления на площадки предприятия приходится и в зоне ответственности Московской областной таможни.
Возвращаясь к Южному посту, стоит признать, что брокеры не спешат слишком критично оценивать ситуацию. В компании «Тандем» «Фонтанке» рассказали, что очевидно, что проблемы в связи с запуском поста на новом месте неизбежны. Но реально оценить их можно будет только спустя некоторое время, когда станет понятно, как происходит взаимодействие таможни, постов, складов. Пока брокеры присматриваются.
По оценке Андрея Найдёнышева (“Тандем”), при условии сохранения нынешнего уровня товаропотока в регионе и при том, что таможенные посты будут работать в нормальном режиме, того, что имеется, будет достаточно. Однако, по его словам, нельзя не обращать внимания на тот факт, что за последний год сам товаропоток резко упал.
Руслан Кисс также говорит о том, что статистика улучшения ситуации с выпуском товаров по таможням в зоне деятельности СЗТУ весьма относительна. Реально ничего не меняется и о развитии говорить нельзя. Зачастую компании находят варианты за пределами Северо-Запада. В той же Москве и области, где клиентам предлагаются серьезные дисконты. Дорогостоящие, так называемые налогоёмкие грузы, уже давно оформляются не в Петербурге. Доставка грузов из Москвы осуществляется.
«Остаются те, кому некуда идти»,- говорят брокеры. Санкт-Петербургскую таможню они меняют хотя бы на Балтийскую или Выборгскую. Однако и там есть свои сложности. В брокерской компании «Диалог», которая на своем сайте еще анонсирует работу на Южном посту, разочаровали: мы отказались от работы с Санкт-Петербургской таможней - в частности из-за долгого оформления.
Специалисты заявляют, что подобный передел рынка неизбежно отразится на конечном потребителе. Когда импортная картошка (для которой, кстати, отменены пошлины после летней температурной катастрофы в России) будет стоить, к примеру, 80 рублей за килограмм, это поймут все.
Уже сейчас, по словам Кисса, на таможенно-логистическую составляющую в стоимости привозных товаров приходится реально 34-35% при нормальной в 12-14%. Основную часть составляют таможенные платежи. При этом вопрос определения таможенной стоимости является самым спорным для всех таможен. Эксперты говорят о навязывании ставок, интересных именно ФТС, которые спускаются из Москвы в территориальные управления. При этом зачастую они намного выше тех, которые заявляют представители бизнеса. Перспективу вести активные споры на территории, подчиненной «дочке» ФТС, брокеры оценивают как лишенную смысла. Даже при учете того, что зачастую решения о корректировке оспариваются в пользу бизнеса, создается бюджетный «мыльный пузырь».
Специалисты надеются, что подписанный президентом закон "О таможенном регулировании в РФ" не позволит в будущем таможне манипулировать бизнесом и принимать решения о том, где, в частности, будут располагаться посты. Газета «Коммерсант», ссылаясь на пункт 2 статьи 10 этого закона, приводит довод Минэкономразвития о том, что участники ВЭД будут защищены от подобных внезапных решений ФТС и следующих за этим логистических проблем. Однако марионеточная схема контроля на местах за счет присутствия на рынке «дочки», вероятно, позволит таможенникам «держать руку на пульсе».
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»