Самая крупное в истории города на Неве ДТП произошло ровно 80 лет назад. 1 декабря 1930 года трамвай столкнулся с поездом, погибли 28 человек. За прошедшие 80-лет печальный рекорд восьмого маршрута так и не был побит: 28 погибших, 8 - тяжело пострадавших и 16 преданных суду.
Сейчас об этой страшной аварии не помнят даже краеведы, рассказал «Фонтанке» автор книги, посвященной этой трагедии, главный редактор издательства «Красный матрос» Михаил Сапего.
Книга "Про трамвайную трагедию" вышла тиражом всего 100 экземпляров и уже сейчас ее можно считать библиографической редкостью. Между тем, на работу над этой книгой у Михаила Сапего ушло пять лет: он вел поиски в архивах, кроме того, ему удалось отыскать несколько «свидетельств» и в современном Петербурге.
В тот день (80 лет назад) в вечернем выпуске «Красная газета» писала:
«На одной из рабочих окраин в трех шагах от Московских ворот ...»
Страшная авария, унесшая жизни 28 человек произошла 1 декабря 1930 года в 7.58 утра на Московском проспекте, который тогда назывался Международный. «Трамвай шел из города по направлению к заводу «Электросила». В это время паровоз осаживал состав груженых вагонов. Последний груженый вагон наскочил на моторный вагон трамвая, влез на него, опрокинул, и своей тяжестью раздавил его. Убито 28 человек, тяжело ранено 8, легко - 11».
Забытые страницы истории
Фотографии, посвященные этой забытой трагедии, Михаил Сапего обнаружил в архивах, когда работал над серией книг, посвященных происшествиям XX века и их отражению в советских и российских газетах. Сначала, когда ему еще не был понятен масштаб катастрофы, издателя поразило, что сохранилась целая фотосессия, посвященная этой аварии. «Сохранились снимки, начиная от общего плана и вплоть до фотографий жертв катастрофы», - рассказал Михаил Сапего «Фонтанке».
Для того, чтобы узнать, что же на самом деле запечатлено на этих страшных фотографиях, пришлось обратиться в газетный фонд, где и нашлась информация об этом ДТП.
Один из друзей Сапего – петербургский писатель Александр Етоев, вспомнил, что в романе одного из обэриутов - Константина Вагинова приводится народная песня, описывающая это событие. «Мы сопоставили фотографии, газетные материалы, эту наивную народную песню, и появилось ощущение, что практически есть готовая история», - рассказывает наш собеседник.
Трагическое стечение обстоятельств
Участниками ДТП стали маневровый паровоз, толкавший груженые вагоны, и трамвай № 8, на котором ехали рабочие в сторону Московской заставы.
«Существовала маневровая ветка, которая соединяла все вокзалы города, чтобы можно было транспортировать транзитные грузы с одного вокзала на другой», - рассказал Сапего.
"В то время Московский проспект был такой же ширины, как и сейчас, но движение было несравнимо меньше. То есть авария произошла практически на пустом проспекте, если бы кто-то из участников оказался там несколькими минутами раньше или позже, трагедии не случилось бы, вот такое трагическое стечение обстоятельств", - заметил он.
Интересно также, что трамвай №8, согласно всем справочникам того времени, по проспекту не ходил. Видимо, в то утро его, по какой-то причине, перекинули на этот маршрут, чтобы пролетариат мог вовремя добраться до рабочих мест, отметил главный редактор «Красного матроса».
Следы прошлого
Больница Коняшина, куда были доставлены жертвы и пострадавшие в этой катастрофе, находилась практически рядом с местом трагедии. Рядом и кладбище Новодевичьего монастыря, где нашли последний приют почти все погибшие. Их могилы, которые находятся на так называемой тогда «коммунистической» площадке, Михаилу Сапего удалось разыскать.
Затем поиски привели Михаила Сапего в один из дворов на Московском проспекте, где он с друзьями обнаружил сохранившийся участок с рельсами той самой маневровой ветки, соединявшей ленинградские вокзалы. «Они оказались настолько промасленными, что хоть сейчас по ним можно ездить», - говорит Сапего.
До конца 30-х годов XX века эта история была хорошо известна не только в Ленинграде, но и во всем Советском союзе. Были суды, газетные статьи на эту тему. В заметках, которые приводятся в книге, говорится, что была создана специальная комиссия по расследованию катастрофы, а Ленсовет пообещал помочь семьям погибших.
Также газеты рассказывали, что по результатам расследования «суду были преданы» 16 человек, в том числе вагоновожатый, который, согласно выводам следствия, грубо нарушил правила движения и специальную инструкцию, и сторожа, вовремя не закрывшие шлагбаум.
Но после Великой Отечественной войны воспоминания об этих событиях стерлись. Между тем, Сапего считает, что память об этом крупнейшем ДТП в истории городского транспорта, должна быть извлечена из небытия.
Этот трамвай в одночасье подмял, переломал судьбы нескольких десятков ленинградских семей. А сколько еще неведомых нам голов, ответственно причастных к организации движения, полетело, попав под горячую руку неизменной в таких случаях компанейщины. И полетело, надо думать, не только в Ленинграде. Ведь жуткая история гибели трамвая прогремела в буквальном смысле на всю страну, вызвав небывалый общественный резонанс и развязав очередной виток беспощадной борьбы с «разгильдяями на транспорте», - такими словами Михаил Сапего, журналист Игорь Шушарин и художник Дмитрий Дроздецкий завершают книгу «Красного матроса», рассказывающую об этом страшном происшествии.
«В самом деле: весьма неприятно осознавать, что Смерть - эта старуха с косой, ранее передвигавшаяся исключительно пешим ходом, - с некоторых пор активно пользуется как личным (см. ежедневные сводки о происшествиях ГИБДД), так и общественным транспортом. И, положа руку на сердце: именно от трамвая этого ожидаешь в самую последнюю очередь. А всё потому, что до недавнего времени трамвай в Ленинграде был фактически одной из его визитных карточек. Наряду с такими устоявшимися брендами, как Медный Всадник, белые ночи, ФК «Зенит», пиво «Балтика». Да что там говорить, если в 1978 году ленинградская рельсовая уличная сеть, общей протяженностью в 650 километров, была занесена в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса! И вот поди ж ты - крупнейшее в истории города ДТП случилось именно с представителем славного трамвайного племени!
При всей нашей трепетной любви к трамваям и искренней скорби, что их, трамваев, в нашем городе с каждым годом становится все меньше, изучив трагическую судьбу маршрута №8, мы не можем не предостеречь нашего читателя. Да вот хотя бы словами Юлиуса Фучика: «Люди! Будьте бдительны!» Ибо жизнь показывает, что чужой опыт получения «техногенных» неприятностей все равно никогда никого не учит», - пишут авторы.
Неутомимый «Красный матрос»
Творческое объединение "Красный Матрос", основанное в 1995 году петербургским поэтом Михаилом Сапего, в этом году отметило 15-летие. Это старейшее из малых издательств современной России.
Деятельность "Красного Матроса" носит некоммерческий характер. Средства, вырученные от реализации книг, идут на издание следующего проекта. В издательстве выходят репринты забытых книг, поэтические сборники, литературоведческие исследования, особое место занимает историко-краеведческая серия «Про…».
Цитата :
“В начале 30-х годов, в увидевшем свет романе обэриута Константина Вагинова “Гарпагониана”, в 15-й главе можно прочесть: «Под аккомпанемент хора Анфертьев исполнил песню, сочинённую Мировым на недавно бывшее событие:
"На одной из рабочих окраин,
В трёх шагах от Московских ворот,
Там шлагбаум стоит, словно Каин,
Там, где ветка имеет проход.
Как-то утром к заставским заводам
На призывные звуки гудков
Шла восьмёрка, набита народом,
Часть народа висела с боков.
Толкотня, визг и смех по вагонам,
Разговор меж собою вели —
И у всех были бодрые лица,
Не предвидели близкой беды.
К злополучному месту подъехав,
Тут вожатый вагон тормозил,
В это время с вокзала по ветке
К тому месту состав подходил.
Воздух криками вдруг огласился,
Треск вагона и звуки стекла.
И трамвайный вагон очутился
Под товарным составом слона.
Тут картина была так ужаса,
Там спасенья никто не искал.
До чего это было всем ясно —
Раз вагон под вагоном лежал".
Песня имела огромный успех...