4 октября будет объявлен конкурс на проектирование станции метро “Театральная”, концепция которой должна быть связана со строительством второй сцены Мариинского театра. Главный вопрос, который предстоит решить проектировщикам – как построить ее так, чтобы не разрушить историческую застройку площади. При этом сроки реализации проекта кардинально изменились – с 2014 до 2017 года.
4 октября комитет по транспорту Петербурга объявит конкурс на проектирование станции “Театральная”, концепция которой должна быть связана со строительством второй сцены Мариинского театра. Главный вопрос, который предстоит решить проектировщикам – как построить станцию так, чтобы не разрушить историческую застройку Театральной площади. При этом сроки реализации проекта транспортной доступности этого района в центре Петербурга кардинально изменились – с 2014 до 2017 года.
Начальная цена проектирования станции, по данным сайта городского заказа, составляет 231 миллион 766 тысяч 35 рублей. (Для сравнения: в прошлом году Петербургский метрополитен выделил на проектирование целых шести станций от “Обводного канала” до “Казаковской” 527,5 миллиона рублей). Однако дороговизна “Театральной” объясняется объективными причинами. Метростроевцы хотят избежать ошибок, совершенных при строительстве “Адмиралтейской”, когда из-за активных работ на объекте “поехали” соседние дома.
В техническом задании к тендеру указано, что проектировщики должны провести исследования попадающих в “зону риска” зданий в районе Мариинского театра. По оценке заказчика, теоретически при строительстве “Театральной” могут пострадать 42 здания, большинство из которых – жилые дома, многие – памятники архитектуры. Так, в перечень строений, потенциально находящихся в опасности, включили Мариинский театр, Консерваторию, Большую хоральную синагогу на Лермонтовском проспекте, 2А, декорационный магазин и зал Дирекции Императорских театров на Писарева, 20, лит. А, мастерские и склад в переулке Матвеева, 3 А и Б, Интендантские склады на Глинки, 2А, Аудиторское училище на набережной Мойки, 96В. Всего в списке 17 памятников. Их, по заданию заказчика, проектировщик должен будет обследовать буквально по сантиметру.
При этом заказчик определил, что в “зоне риска” “Театральной” придется усилить фундаменты 25 домов, которые расположены ближе всего к предполагаемому месту строительства. Предполагается, что на работы по укреплению одного здания нужно будет выделить 125 тысяч рублей (всего около 3 миллионов рублей). Пока адреса этих домов не сообщаются.
Зато ГУП “Метрополитен”, как заказчик, четко и, возможно, окончательно определился с местом и сроком строительства “Театральной”. В конкурсной документации указано, что проектирование с обследованием исторической застройки должно завершиться в 2012 году. Строительный процесс на “Театральной” должен стартовать в 2013-м и закончиться в 2017-м году (ранее предполагалось ввести объект в эксплуатацию уже в 2014-м). Вестибюль станции расположится между домами 37 и 39 по улице Декабристов. Особо метрополитен оговаривает концептуальную связь строительства новой станции с возведением второй сцены Мариинского театра.
Пропускная способность “Театральной” будет составлять 40 пар поездов в час по 8 вагонов каждый. Кассы будут обслуживать не менее 120 человек за то же время. Турникеты на новой станции тоже хотят сделать "быстрыми" - способными пропускать по 1380 человек в час, и будут они принимать не только жетоны и бесконтактные карты, но и новые смарт-карты метрополитена. К слову, такие же параметры у проектируемых в данный момент станций Красносельско-Калининской линии.
Напомним, опасность строительства новых объектов в районе Театральной площади хорошо почувствовали на себе подрядчики второй сцены Мариинского театра. При устройстве котлована и свайного поля на площадке обнаружилось, что соседние здания начали “сползать” в выкопанную яму. Больше всего опасности подверглись дома на Крюковом канале. Заказчикам пришлось изменить технологию строительства и построить стену в грунте, которая зафиксировала фундаменты окружающих строений.
Метростроевцы же столкнулись со схожей проблемой при строительстве станции “Адмиралтейская”. Снос дома на Малой Морской, 4, на месте которого решили построить вестибюль станции, повлек за собой образование трещин в соседних домах. Фундаменты 4 из них потребовалось срочно укреплять, чтобы предотвратить обрушения. Строительные работы на объекте были временно приостановлены. Сроки сдачи станции сдвинулись на год с 2010 до 2011-го.
На последнем совещании метростроевцев с участием губернатора в качестве стратегических приоритетных направлений были обозначены: Южное в сторону Шушар, Юго-Западное до станции «Казаковская» и Северное до станции «Коломяги» с депо «Коломяжское». Также заявлялось, что планируется развивать Правобережно-Приморскую линию, которая продолжится за станцию «Спасская» - после неё появятся «Театральная», «Большой проспект», «Шкиперская» и «Морской фасад». Последняя станет конечной, и линия не будет иметь продолжения в Лахту, как это планировалось ранее.