Два оригинальных детектива и одна претенциозная, но, в принципе, симпатичная мелодрама – отличный багаж для тех, кто отправляется в отпуск догонять покинувшую нас летнюю жару.
Миккель Биркегор. Тайна «Libri di Luca». М.: Рипол Классик, 2010
Успешный адвокат становится владельцем букинистической лавочки, вступив в права наследства после смерти отца («умершего в окружении любимых книг»). В магазинчике имеют обыкновение собираться на тайные толковища некие странные персонажи, называющие себя «чтецами». Они уверяют, что обладают сокровенным знанием, которое получили непосредственно из древней Александрии, где, как известно, находилась крупнейшая библиотека античного мира. «Чтецы» могут трансформировать образы, которые возникают в сознании читателя, в видения и ощущения. А при желании – и манипулировать его мыслями. Понятное дело, опытный юрист сразу почует связь между смертью батюшки и камланиями подозрительных «чтецов».
Книга скромного датского сисадмина Миккеля Биркегора (оригинальное название – просто «Libri di Luca», «Книги Луки») стала международным бестселлером во многом потому, что соответствует многолетнему мировому «культурологиче-скому» и «библиофильскому» детективному тренду. Критики говорят о родстве опуса Биркегора с «Именем Розы» Умберто Эко и его же «Маятником Фуко». Сам автор в числе любимых романов называет «Клуб Дюма» Артуро Переса-Реверте и всеми конечностями отбивается от влияния Дэна Брауна: «Когда я прочитал “Код да Винчи”, я уже писал четвертую или пятую версию своей книги, поэтому здесь нет никакой связи»... Детектив Биркегора будет, пожалуй, поинтересней пресловутого «Кода», но и сказать, что автор достиг планки своего любимого Реверте и уж тем более Эко, тоже нельзя. Не премиум-класс, но и не неликвид из дисконтного подвала. Короче, хороший средний уровень.
Стиг Ларссон. Девушка с татуировкой дракона. М.: Эксмо; Домино, 2009. Девушка, которая играла с огнем. М.: Эксмо, 2010. Девушка, которая взрывала воздушные замки. М.: Эксмо; Домино, 2010
Ничто не предвещало, что Стиг Ларссон (1954-2004) – корреспондент британского журнала Searchlight, коммунист, фотограф, дизайнер, консультант Скотленд-Ярда, издатель малотиражного левацкого журнала, специалист по журналистским расследованиям, специализирующийся на деятельности современных нацистов, – вскоре после безвременной скоропостижной кончины на лестнице собственного дома станет самым продаваемым шведским автором, национальным брендом в одном ряду с Ikea и Volvo. Почти 30 миллионов проданных экземпляров по всему миру – а ведь еще не вышла голливудская экранизация.
Это притом что, строго говоря, ларссоновские триллеры нельзя назвать шедеврами: композиционно нестройные, переогромленные, с ненужными пространными описаниями покупок в той же Ikea, которые можно было бы счесть банальным «продакт-плейсментом», если бы это не было так неаппетитно изложено. Возможно, секрет успеха – в фоне повествования и фигурах главных героев. Благополучная социал-демократическая Швеция предстает в романах Ларссона далеко не тем, чем кажется: это какое-то царство оборотней, где респектабельные гендиректора семейных корпораций оказываются фашиствующими извращенцами, удачливые адвокаты насилуют несовершеннолетних, депутаты парламента крышуют масштабный секс-трафик из Восточной Европы, а главным мафиозо оказывается осевший в Скандинавии бывший советский шпион.
Не менее впечатляет и экзотическая парочка сыщиков: меланхолический журналист Микаэль – мужчина в полном расцвете сил и вечная жертва женской настойчивости, – а также асоциальная хакерша с бисексуальными предпочтениями Лисбет, способная вырубить боксера весом в центнер. Да уж, это вам не Арчи Гудвин с Ниро Вульфом.
Мюриель Барбери. Элегантность ежика. М.: Иностранка, 2010
Всю свою взрослую жизнь пятидесятилетняя Рене служит консьержкой в богатом доме, населенном сплошь снобами, каждого из которых Рене вообще-то может запросто положить на обе лопатки в интеллектуальном споре. Она не только читала «Анну Каренину» и «Войну и мир» и легко импровизирует на тему «Композиционное родство произведений Толстого и Моцарта», но может и в двух словах разъяснить феноменологию Гуссерля. Впрочем, незаурядность свою Рене не афиширует, дабы не шокировать работодателей. Единственный ее друг – живущая в том же доме двенадцатилетняя умница Палома, которая родителей и соседей открыто презирает и готовится покончить с собой в день тринадцатилетия...
При всей искусственности экспозиции, сентименталистской политкорректности («и консьержки думать умеют»), предсказуемой дозированности восточной экзотики (Палома учит японский, а Рене заводит роман со знаменитым японским режиссером) – вполне приличное дамское чтиво: легкое, нескучное, с сатирическими нотками; где надо – в меру слезодавильное. По крайней мере, ничем не хуже Софи Кинселлы, Хелен Филдинг и Януша Леона Вишневского.
Сергей Князев
«Фонтанка.ру»
О других новостях в области литературы читайте в рубрике «Книги»