Наличие бесхозных собак и кошек на улицах Петербурга никого не удивляет. У одних они вызывают отвращение и страх. У других, наоборот, жалость и желание помочь. Как город решает проблему безнадзорных животных, узнавала «Фонтанка».
Сообщения о бездомных животных часто поступают в редакцию «Фонтанки». Недавно большую стаю собак обнаружили жители Центрального района - на пересечении улиц Новгородской и Моисеенко. Они ни на кого не нападали, но все же вызывали испуг и подозрительность у прохожих.
Прежде всего, не имеет смысла возмущаться по поводу самого факта присутствия собак на улицах, потому что с осени 2005 года действует постановление правительства Петербурга «О концепции отношения к безнадзорным животным». Концепция провозглашает гуманное отношение к бродячим животным и запрещает их истреблять. Это значит, что им разрешено свободно бегать по Петербургу. Но есть одно условие — собаки и кошки должны быть привиты от бешенства, стерилизованы и чипированы. После всех вышеописанных процедур животные возвращаются на улицы в привычную для них среду обитания или попадают в приюты.
Вернее, попадали бы, если бы в приютах были места. Сколько всего государственных и частных приютов в городе, точно выяснить не удалось, так как приютом может считаться и квартира сердобольной бабушки - любительницы животных. По данным сайта центра помощи бездомным животным «Потеряшка», сейчас в Петербурге работает только 4 «дома» для бездомных кошек и собак. Два из них берут только собак («Старая Деревня» и «Тимоша»). Остальные два берут и кошек, и собак («Ржевка» и «Ильинка»). Однако сейчас все они так перегружены, что фактически не ведут приема. Места освобождаются редко. В этом можно убедиться, зайдя на сайт приюта «Ржевка». Большая надпись красным шрифтом в самом верхнем углу сайта гласит - «Прием животных закрыт». Частное заведение страдает от нехватки финансов и, тем не менее, добрые люди продолжают подбрасывать на порог щенков. Мол, назвался груздем — полезай в кузов. Раз приют — принимай всех.
В итоге в приюте могут просто отказаться принимать обнаруженных бездомных животных. И все-таки есть организации, которые могут помочь в таких ситуациях. В случае обнаружения беспризорной стаи нужно обращаться в жилконторы, администрации, муниципальные образования района, в котором обнаружились животные. Когда поступает заявка, к делу подключают две фирмы - ОАО «Спецтранс» или клинику им. Айвэна Филлмора. Отметим, что первая из названных фирм в прошлом году была замешана в громком скандале. Зоозащитные организации Петербурга, а также очевидцы тогда утверждали, что «Спецтранс» нарушает все требования и не отлавливает собак с последующей доставкой в ветклиники, а просто уничтожает их.
В этом году инциденты повторились. Тут уже тревогу забил депутат ЗакСа Петербурга Олег Нилов. 3 июня он написал запрос губернатору города Валентине Матвиенко с просьбой предотвратить жестокий отлов и отстрел безнадзорных животных сотрудниками «Спецтранса». Деятельность ОАО «Спецтранс» по «регулированию численности безнадзорных животных» финансируется за счет средств бюджета города. И суммы, приведенные в официальном распоряжении, немаленькие — более 24 миллионов рублей с последующим увеличением финансирования в 2011 и 2012 годах. Депутат заподозрил работников службы по отлову животных в нецелевом расходовании государственных денег. «Уменьшение расходов связано с тем, что препарат «Дитилин» и его аналоги, вызывающие мучительную смерть, являются очень дешевыми (менее 5 рублей за ампулу), в то время как 1 флакон предусмотренного для гуманного отлова препарата «Золетил 100» стоит 1400 рублей. Несмотря на официальный запрет, применение дешевых препаратов, вызывающих мучительную смерть, продолжается», - пишет депутат.
Далее в обращении он приводит последний известный ему пример жестокого обращения с животными. В дневное время в поселке Шушары в апреле этого года был отлов собак (в том числе одной чау-чау, имевшей хозяина). В результате отлова от инъекции «Дитилина» умерли собака и пятимесячный щенок, а еще одного щенка увезли, но так никуда и не доставили. Бесчинства происходили на глазах у семилетнего ребенка. В связи со сложившейся ситуацией Нилов предложил создать комиссию по расследованию подобных случаев, а также поручить комитету финансового контроля проверить правильность расходования выделенных администрацией средств.
Губернатор Петербурга в своем ответе на запрос распорядилась: при отлове в обязательном порядке должен присутствовать заказчик данного мероприятия. Он же должен следить, чтобы животное было доставлено на место обитания после всех профилактических мероприятий (прививка, стерилизация, чипирование). Таким образом, если заказываешь отлов, сам отвечаешь за все последствия. Но если жестокость все-таки была допущена, разбираться с виновными поручено управлению ветеринарии Санкт-Петербурга. «В каждом конфликтном случае негуманного отлова животных необходимо приглашать на заседания представителя заказчика отлова для получения объяснений по конкретной ситуации», - пишет губернатор.
Чтобы понять, как сегодня на практике происходит отлов четвероногих, «Фонтанка» обратилась к Юрию Андрееву, начальнику управления ветеринарии Петербурга. Под ответственность именно этой организации попадают жизни потеряшек. «Жилконторы и администрации районов имеют деньги, выделенные бюджетом города на оплату услуг «Спецтранса». Эта организация уже в дневное время, а не в ночное, как раньше, приезжает и забирает животное к себе на базу. Там специалисты предприятия, выигравшего конкурс на использование госсредств, занимаются стерилизацией и прививками. В этом году конкурс выиграло ООО «Ветеринарный госпиталь». Процедура отлова обязательно происходит с представителем организации, которая этот отлов заказала. Заключается договор о правильном выполнении работ, чтобы не было никаких вольностей». Стало быть, управление предусмотрело появление новых казусов с геноцидом животных в городе. Однако подрядчик не изменился - процедурами по отлову по-прежнему занимаются в «Спецтрансе».
Если собака все же напала и укусила человека, ее проверяют по специальным базам безнадзорных животных: привита она или нет. «Как правило, вакцинированным животным присваивается номер, надевается ошейник и купируется треть ушка», - разъясняет Марина Пушенко, начальник центра помощи бездомным животным «Потеряшка». Однако нужно учитывать, что прививка действует год, потом собакам снова нужно делать вакцинацию. Человеку, который все-таки заразился бешенством, вводят биопрепараты, но не сорок уколов, как было раньше, а только шесть.
Однако есть случаи, когда бездомные собаки особенно агрессивны. По данным Марины Пушенко, они определяются на охрану объектов. Однако по постановлению № 54 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: «Животное, с которым связан подозрительный на заболевание бешенством человека случай, подлежит изоляции на 10 суток или умерщвлению (в случае агрессивного поведения)». На самом же деле определить степень агрессивности собаки - не самое простое дело. «В тех случаях, когда животное вынуждено охранять себя, свое потомство, территорию или места пропитания, оно становится агрессивным. Это естественно, поскольку как бы мы ни очеловечивали собаку, это прежде всего животное, наделенное целым рядом инстинктов и рефлексов. Любая собака, неважно, хозяйская она или безнадзорная, будет защищаться всеми доступными ей способами», - прокомментировал Юрий Андреев.
С ним согласилась и Пушенко: «Жители Петербурга сами провоцируют собак». Однако, по ее мнению, стерилизованные животные менее опасны. «Программа стерилизации животных разработана в 60-е годы в Скандинавии. Так что не только я так считаю, так считают ученые», - сказала Марина Ярославовна. Тем не менее, в этом ее мнение и мнение Юрия Андреева разошлись: «Теоретически, кастрированная собака менее агрессивна. Она действительно становится изгоем в стае, становится спокойнее. Но все это заканчивается тогда, когда включается ее инстинкт самосохранения».
Сейчас в Петербурге порядка 7 тысяч безнадзорных животных. Популяция остается на прежнем уровне. Но осенью их число может увеличиться, так как дачники и садоводы, уезжающие в город, часто бросают своих питомцев, и им ничего не остается, как приходить к местам сбора пищевых отходов.
«Законодательство надо менять и менталитет тоже. Надо повышать ответственность и строже спрашивать с хозяев, ввести налогообложение на животных. Надо направить специалистов в детские садики, школы, поработать с детьми и родителями. Рассказать, что такое хорошо и что такое плохо. У нас есть приюты, куда ходят дети большими группами. На них производит действительно шокирующее действие вид брошенных, никому не нужных собак с непонятной судьбой. Здесь надо работать, а не отстреливать», - считает Андреев.
Если вы видите в своем дворе стаю бездомных собак, они пугают детей, угрожают безопасности жителей или если они просто нуждаются в помощи, обращайтесь в следующие организации.
Адреса и телефоны администраций районов
Клиника им. Айвэна Филлмора 600-33-82; 335-33-82
Центр помощи бездомным животным «Потеряшка» 598-43-77
Ксения Щербакова,
Фонтанка.ру