Большой театр кукол в узком кругу отпраздновал завершение технической реконструкции. Праздник оказался не только ярким, но и поучительным.
О том, что учреждения культуры Петербурга могут претендовать на гранты Всемирного банка, с энтузиазмом информировал общественность еще прежний председатель Комитета по культуре Николай Буров. Ответного энтузиазма от подотчетных он не дождался: большинство восприняло его совет как форменное издевательство. Какие-то гранты, банки, не понимаем и понимать не хотим. Пока другие шушукались и злословили, Большой театр кукол решил рискнуть. Прошел, очевидно, через сложную бюрократическую процедуру – каждый, кто хотя бы по касательной сталкивался с процессом грантополучательства, знает: тут надо приготовиться со смирением заполнять массу разнообразных документов и форм. Смелость и способность к грамотному документообороту неожиданно возымели плоды – директор театра Александр Калинин, кажется, по сию пору до конца не верит в случившееся, повторяя, что это, мол, «какое-то чудо». Но грант БТК выиграл и нынче показал грантодателям, городскому начальству, а заодно и прессе, на что были потрачены выделенные деньги.
С ветхим электротехническим оборудованием – современником XX Съезда КПСС – здесь распрощались бесповоротно. На грантовые средства театр приобрел новейшие приборные установки. Здешний парк осветительных приборов теперь соответствует последним требованиям к театральной иллюминации. Купленная техника позволяет выстраивать сложные зрительные партитуры, затемняя или выхватывая из темноты самые мелкие детали, создавая разноплановое освещение в разных частях сцены, удивляя разнообразными динамическими эффектами.
Как удовлетворенно заявил на встрече главный режиссер БТК Руслан Кудашов, свет в кукольном театре особенно важен: иногда следует показать зрителю куклу и спрятать от его внимания артиста, иногда – наоборот. А еще Кудашов порадовался, что техническая модернизация театра идет в ногу с его творческим развитием. Действительно, за время работы тандема директора Калинина и главрежа Кудашова тут многое поменялось к лучшему. В театре появился взрослый репертуар, при театре проходит стажировку яркий и одаренный студенческий курс, который команда педагогов приучает осваивать хитрые материи современного сценического искусства: пластическая импровизация, импровизация с предметом, элементы циркового мастерства, пантомимы. Вместо архаичных кукольных спектаклей с непременной ширмой, которые сегодня не заставишь смотреть не только взрослого, но и ребенка, появляются сложносочиненные, синтетические зрелища. Кудашов привлек к работе со своими студентами режиссера театра «АХЕ» Яну Тумину – и появилась «Шекспир-лаборатория»: в дело воплощения шекспировских образов были пущены простые бытовые предметы (от булавок до рычажных весов), преображавшиеся в остроумных актерских этюдах. Очередная репертуарная обновка БТК – спектакль «Кафе» – поставлена замечательным актером Сергеем Бызгу, и это шаг в сторону бродвейского формата. Иногда броские до эстрадности, иногда интимно-лиричные (и даже философические!) зарисовки из жизни завсегдатаев кафешки, которые в фантазиях влюбленного бармена-романтика превращаются то в партизан Че Гевары, то в инфернальных сатанистов, то в восторженных фанатов вечно живого Элвиса, как раз потребовали адекватной широте замысла сценической машинерии и оснастки.
Не удивительно, что для отчета по гранту идеально подошел закрытый показ сцен из «Кафе». Молния сверкала, блики разлетались над арьерсценой, свет то ослеплял, то внезапно уходил, растворяясь в непроглядной тьме. Дым-машина аккомпанировала спуску нечисти в преисподнюю, снег-машина посыпала несчастных влюбленных, машина мыльных пузырей дисциплинированно генерировала свою веселую продукцию, но, кажется, комиссию больше впечатлила даже не эта ярмарка технического тщеславия. А живая и чувственная энергия молодых актеров, их уже заметное мастерство и серьезность поставленных перед ними творческих задач. И пусть лучшие сцены «Кафе» (скажем, отличная новелла «Дорога» с элементами теневого театра) в демо-программу счастливого грантополучателя не попали, даже того немногого, что увидели гости, хватило для приятного удивления. БТК хвалится вновь приобретенным набором интеллектуальной энергосберегающей техники, которая позволит тратить чуть ли не меньше, чем при старом оборудовании. Важно еще, чтобы актерской энергии сберегающая стратегия не коснулась.
Зампред Комитета по культуре Анна Кучерова с удовлетворением закрыла второй вопрос повестки дня. Осуществлявшийся на средства города ремонт БТК (театр умудрился провести его, почти не останавливая повседневной работы) наконец завершен. А к большой и малой, экспериментальной, сценам теперь фактически добавилась третья. К зданию была сделана дворовая пристройка, которая позволила углубить большую сцену настолько, что она легко превращается в камерный зрительный зал – и довольно уютный. Именно в этом пространстве, кстати, и играют «Кафе». Планов у обновленного БТК на грядущий сезон много, из суеверия раскрывают их неохотно. Александр Калинин упомянул лишь о масштабном проекте для взрослых, который готовит Яна Тумина в сотрудничестве с художником Эмилем Капелюшем. О детях также не забывают: детские утренники в выходные здесь – святая неотменимая традиция. Руслан Кудашов берется за «Колобка», и ей-богу, немножко зная Кудашова, автор настоящих строк не сомневается, что это будет как минимум трогательно, как максимум – высокая трагедия.
БТК, не раздувающий вокруг своей внутренней кухни пиар-шумихи, активно прогрессирует и находится на правильном пути. Порукой тому многие факторы: и приведенная в театр молодая кровь, и способность здешней администрации выигрывать гранты и добиваться дворовых пристроек, и чуткость к новым веяниям, и уважение к традициям. И требовательность к своему репертуару: послушаешь, как строго и нелицеприятно директор Калинин (кстати, по образованию актер, выпускник курса Кацмана и Додина) разбирает и критикует спектакли своего театра, – и поймешь: Большой театр кукол в надежных руках.
Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба БТК (Владимир Постнов).
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»