В Музее городской скульптуры гостит коллекция традиционного африканского искусства, собранная Райнхардом Климмтом, высокопоставленным немецким чиновником: деревянные скульптуры, маски, изображения животных, дверные рельефы, а также головные уборы – всего 200 предметов. Мощь дикой природы, горячее дыхание тропиков, магнетизм магического ритуала – чуткому зрителю сильные ощущения гарантированы.
На рубеже XIX-ХХ веков Германия первой открыла африканскую культуру европейскому обществу: художественные изделия «примитивных» народов появлялись на выставках, в дрезденском дворце Цвингер была создана небольшая экспозиция «негритянской» скульптуры. Публика сначала не воспринимала эти вещи всерьез – видела в них лишь курьезы, забавные диковинки, достойные кунсткамеры. Только благодаря усилиям творческих деятелей, взявшихся за освоение экзотического художественного языка, в первую очередь кубистов, африканское искусство нашло признание в Европе. В 1920-30-х увлечение культурой Африки стало повсеместным. Музеи активно занялись формированием фондов, создание частных коллекций «примитивов» превратилось в моду.
Райнхард Климмт – бывший премьер-министр земли Саарланд и федеральный министр транспорта в первом кабинете канцлера Герхарда Шредера, культуролог и библиофил, автор ряда книг. Его знакомство с африканским искусством началось в 1957 году: тогда он приобрел первую статуэтку работы африканского резчика на Всемирной выставке в Брюсселе. Будущему коллекционеру было 15 лет. Прошло время, и как-то зимним вечером в витрине амстердамской арт-галереи Климмт увидел часть двери с сетчатым рельефом из Кот д'Ивуара и остановился как вкопанный. Разыгравшаяся фантазия нарисовала ему мир первозданной природы и экзотических животных, повеяло опасными путешествиями и невероятными приключениями. Еле дождался рассвета, чтобы оформить покупку. Так Климмт и втянулся в коллекционирование: общался с арт-дилерами, ездил на аукционы, советовался с экспертами и покупал, покупал, покупал – помешать могла только банальная нехватка денег.
В Петербург привезли лишь часть коллекции Климмта – подборку предметов из государств Западной и Центральной Африки: Мали, Бенина, Буркина Фасо, Габона, Судана, Конго и Нигерии. Экспозиция разместилась на двух этажах выставочного зала Музея городской скульптуры. Большинство экспонатов стоят на узких и высоких постаментах, без витрин, так что их легко рассмотреть со всех сторон – заглянуть в пасть буйвола или внутреннюю полость головных уборов. Это, конечно, замечательно: когда-то, в XIX веке, так же расставляли в залах античную скульптуру, ведь посетителей было мало, они принадлежали к высшим слоям общества, и музейщики могли не опасаться вандализма. Подобная организация пространства подсознательно прочитывается как акт доверия к зрителю, и возникает очень дружественная атмосфера, хотя на открытии выставки публика неоднократно задевала постаменты, и один раз корреспонденту «Культурной столицы» даже пришлось поддержать задрожавшую конструкцию.
Выставлено искусство традиционное, без каких-либо датировок, авторы не известны по определению, такое делают в Африке сегодня и будут делать завтра. Много парных скульптур: у мужчины обозначен пенис, иногда добавлена бородка, у женщины бусы и выпуклая грудь, иногда на руках дитя. Ноги согнуты в коленях, а руки в локтях – статичные фигуры кажутся готовыми к движению. Головы могут быть украшены по-разному: металлическими заклепками, рогами, даже париками, сплетенными из настоящих волос, – тут же выставлены роскошные головные уборы, украшенные раковинами улиток каури в сочетании с европейскими пуговицами и бисером.
Шея порой скрыта высоким украшением из колец. Часто на скульптуры надеты бусы, браслеты, куски кожи и ткани. Есть на выставке и особенные, нетипичные изображения людей, например, сшитая из двух половинок беременная с двумя детишками. Необычайно разнообразны ритуальные маски.
Здесь же развешаны двери, происходящие из разных мест и украшенные рельефами, в основном абстрактными: волновой и плетеный орнамент, круги и связки листьев, немало загадочных декоративных форм. Среди фигуративных изображений встречаются черепахи, ящерицы, некий крупный зверь из кошачьих, есть даже лошадь, неизвестно как попавшая к нигерийскому племени йоруба. Люди сжимают внушительные палки, люди приветливо раскрывают руки, а на двери дворца или храма тех же йоруба изображен человечек в шляпе, восседающий поверх конструкции, удивительно смахивающей на велосипед.
Великолепен дверной рельеф нигерийского племени нупе, в котором угадываются птицы и антилопы, фигура человека и меч, но всё это на грани абстракции, так что остальные предметы, хотя и обрисованы четко и выпукло, не поддаются определению.
На этой выставке легко вообразить себя Пикассо, нашедшим в африканской скульптуре рычаг для переворачивания европейского искусства (правда, первые опыты кубизма, скажем, «Авиньонские девицы», рядом с вещами из коллекции Климмта покажутся далекими от радикализма), Матиссом или Модильяни, покоренными пластикой черного обнаженного тела. Коллекцию Климмта показывают в рамках ежегодной Недели Германии в Петербурге, и нынешняя тема этой серии культурных событий – толерантность. Хотелось бы распространить это социальное понятие на культурный контекст: нам часто не хватает готовности дружелюбно протянуть руку новому, неведомому, на первый взгляд, непонятному. И поздороваться. Кстати, слово «habari», вынесенное в название выставки, в переводе с суахили как раз и означает «Здравствуйте!».
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»