Куда стоит, а куда не стоит посылать детей учиться? И как среда влияет на достижение личного успеха человека? На этот вопрос попыталась ответить авторитетная международная Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). Доклад был представлен на днях.
Социально-экономические условия родителей по прежнему влияют на возможности их детей добиться успеха в жизни — таков итог доклада. Исследование, правда, было проведено в экономически развитых странах и Россия в нем не участвовала. Однако результаты научного труда могут быть полезны для россиян.
Утраченное равенство
Отправить детей учиться за границу — мечта многих российских родителей. Западное образование воспринимается как «билет в высшее общество», а примером служат отпрыски отечественных миллионеров, олигархов и политиков, которые учатся в престижных вузах Британии и США.
Этому в немалой степени способствует и британская реклама: индустрия образования для иностранцев (платного, разумеется) в Великобритании стала одной из важнейших статей национального экспорта. На каждом углу планеты вас убеждают учить английский, чтобы потом получить «лучшее в мире образование». Но, как выясняется, и такое образование не гарантирует успех «по жизни».
Исследователи OECD проанализировали массу данных и составили интегрированный показатель зависимости успехов детей от социального статуса родителей. Из подвергнутых анализу стран самая жесткая зависимость как раз в Великобритании — здесь наблюдается прямая связь между успехами родителей и возможностями детей. Далее такая же связь, но уже в меньшей степени прослеживается в Италии (96% от британского уровня), США (94%) и Франции (82%). Можно говорить о том, что в названных странах наблюдается так называемая "кастовая система".
В средней группе находятся Испания и Германия (обе с уровнем 64%), а так же Швеция (55%). Ну, и самыми демократичными странами, дающими большие образовательные возможности, являются Канада (38%), Финляндия (36%), Норвегия (34%) и Австрия (33%). Абсолютный лидер - Дания с ее 30% от британского уровня.
В Дании, Норвегии, Австрии и Финляндии детям в три раза легче утвердиться в среде и добиться успеха, чем в Великобритании, если родитель не мультимиллионер.
Как же это согласуется со знаменитой американской фразой об «обществе равных возможностей»? На глазах пример семьи Барака Обамы, которая за два поколения преодолела всю мыслимую социальную лестницу (дед американского президента — знахарь из кенийской деревушки). Однако тем он и интересен — это как раз тот случай, когда исключение подтверждает правило.
Дело в том, что в США и Великобритании первое поколение мигрантов находится на очень низких стартовых позициях. Для многих из тех, кто перебирается в эти страны, даже работа уборщицы — это жизненный успех по сравнению с тем, что они имели на родине. И их дети (дети легальных иммигрантов) уже могут рассчитывать на высшее образование. Это огромный скачок в социальном статусе. И, конечно, из миллионов найдутся удачливые или гениальные, которые сразу же пойдут и дальше, вверх. Но статистику интересуют массы. И вот тут начинаются некоторые сложности.
Кто твой папа?
Известно, что основы равенства и неравенства закладываются уже в школе. Например, в Бельгии, Франции и США в наибольшей степени уровень знаний учеников коррелирует с достатком родителей — а в Скандинавии, Канаде и Южной Корее — в наименьшей степени. Причина видится в наличии платных школ, и, очевидно, в ориентации школ на поступление учеников в определенные вузы.
Российский студент, поступивший в американский или британский престижный университет, конечно же, найдет и хорошие связи, и получит образование. Но он окажется в среде, где уже сформировались устойчивые традиции и контакты. Разумеется, дети богатых и очень богатых россиян могут компенсировать свою «отстраненность» возможностью в буквальном смысле «покупать» внимание к себе, но у других это получится с трудом. В результате, после окончания вуза шансы найти престижную работу при одинаковом уровне знаний будут все равно выше у отпрыска местной элиты.
В скандинавских странах культивируется другая схема — а, именно, максимальная демократизация. Уже в школе сын богача не особо выделяется среди сверстников. Бесплатная система образования не означает ее низкое качество — по данным Международного исследования образовательных достижений учащихся (PISA) именно финские школьники лидируют в мире по качеству своих знаний, а, например, американские находятся где-то во втором десятке. Поступление в вуз очень часто для юношей после службы в армии, это очередной шаг в карьере, и сын токаря имеет такие же шансы стать топ-менеджером, высокооплачиваемым врачом или юристом, как и сын врача или юриста.
Не случайно скандинавы, в том числе представляющие буржуазию, выступают за бесплатное образование для всех: обеспеченный класс в этих странах вырос из крестьян, рыбаков, рабочих. Здесь на практике подтвержден знаменитый тезис В.И.Ленина о том, что управлять государством могут не только отпрыски богачей, но и кухарки, получившие необходимое образование. И в этом они видят залог конкурентоспособности своих стран на мировых рынках.
Получается, что для иностранных студентов с ограниченными финансовыми возможностями родителей гораздо выгоднее получать высшее образование в Северных странах. Их университеты не так раскручены рекламой, как французские, американские или британские, но высоко ценятся профессионалами, и открывают двери известнейших фирм.
Нет, не Европа мы...
Система «социальных лифтов», то есть механизмов, позволяющих человеку подняться в социально-экономическом статусе, является важнейшим элементом развития современного постиндустриального общества. Уже стало аксиомой — если народ не будет видеть возможности для каждого подняться наверх, в стране наступает апатия и разрушение государственности.
В современном западном мире главным «социальным лифтом» считают образование. Существует даже математически рассчитанная зависимость между уровнем образования, образованием семьи в целом и уровнем заработной платы. Получение второго, а то и третьего высшего образования в течении жизни — это прямой путь к повышению личных доходов, и, в перспективе — доходов потомков. «Учиться, учиться, и еще раз учиться» - завет Ленина оказался вполне универсальным и современным. На Западе.
Российские же специалисты обращают внимание на то, что в странах экс-СССР нет прямой корреляции «образование-доходы». Все знают, что многие разбогатели будучи малограмотными, но решительными и жесткими людьми. А другим помогли связи.
Связи определяют многое, и как было сказано выше, в той же Британии, Франции или США они играют огромную роль. Но все же не доходят до полного абсурда, когда личные контакты становятся важнее профессиональных качеств.
Несколько лет назад, беседуя с высокопоставленным офицером финской армии, автор этих строк поинтересовался, а какая польза видится именно в призывной армии? На это финский полковник ответил, что одна из важнейших — то, что сыновья из богатых и бедных семей могут посидеть в одном окопе и познакомиться друг с другом. «Мы ломаем в армии сословные барьеры. Армейская дружба сохраняется на всю жизнь, и людям нужно выходить из своего круга, чтобы понимать жизнь вокруг себя ...»
Однако в российской армии что-то не видно сыновей олигархов. Не стремятся они и на альтернативную службу. Мир Рублевки не связан с миром спальных кварталов Москвы и Петербурга. В результате получается расслоение общества на классы, которые живут каждый в своем мире, очень мало связанном друг с другом. Но хуже всего то, что это приведет к исчезновению межклассовых связей, которые еще сохранились с советского времени.
Путь наверх
OECD настоятельно рекомендует всем странам модернизировать свои системы образования. По сути дела, образцом принята скандинавская модель. Школьное образование должно быть бесплатным, и без всяких там элитарных школ. Ведь цель школы — это не только профессиональные знания, но и воспитание достойного гражданина своей страны, честного, порядочного и ответственного члена общества.
Раннее начало учебы компенсирует негативное влияние семьи — это касается как бедных, так и богатых в равной степени. По мере учебы у детей будет воспитываться чувство уважения к любому человеку, вне зависимости от его физической силы и доходов родителей.
Исследования показали — дети богатых ничего не теряют от учебы в таких школах, но приобретают жизненно важное умение ладить с людьми различных взглядов и социального статуса.
Бесплатное высшее образование позволяет найти по-настоящему талантливых студентов. А международные системы обмена студентами, в конечном счете, выведут таких самородков на вершины образовательной системы, и там уже за него начнется конкуренция среди потенциальных работодателей.
Поэтому для российских родителей, мечтающих отправить своих чад на учебу в Европу, есть смысл посмотреть на страны, которые находятся буквально по-соседству. Кстати, датский и норвежские языки легко даются тем, кто уже учил английский или немецкий. Кроме того, в этих странах достаточно много курсов на английском языке. В Финляндию можно поехать со степенью бакалавра, чтобы продолжить учебу на английском. А дальше все будет зависеть только от личных сил, способностей и желания...
Константин Ранкс
Хельсинки