Депутаты Госдумы снова внесли на рассмотрение парламента законопроект о поправках в ряд статей Налогового кодекса РФ, касающихся взимания транспортного налога, предлагая включить его в стоимость топлива. В то же время эксперты отмечают, что пока не ясно, как планируется контролировать исчисление и уплату налога.
Как уже сообщал "Водитель", депутаты Госдумы снова внесли на рассмотрение парламента законопроект о поправках в ряд статей Налогового кодекса РФ, касающихся взимания транспортного налога. В документе предлагается рассчитывать его не в зависимости от мощности двигателя, а взимать на автозаправочных станциях при продаже бензина, включив налог в стоимость топлива.
Как считают авторы поправок, в случае внесения соответствующих изменений пропадет необходимость постоянной индексации ставок, поскольку вместе с увеличением стоимости топлива будет пропорционально изменяться и сумма транспортного налога. Также взимание налога на АЗС позволит сократить налоговый аппарат и упростить делопроизводство, так как больше не потребуется каждый год рассылать около 30 миллионов писем с квитанциями.
Мнения экспертов собирала и радиостанция "Вести ФМ".
"Америка, Германия, Китай перешли на эту систему. Больше ездишь - больше платишь, меньше ездишь - меньше платишь. Плюс для регионов - транзитники покупают топливо в этом регионе, разбивают дороги, а платят налог по месту регистрации своего транспортного средства. А здесь все деньги будут идти в регион", - считает лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.
Включение транспортного налога в цену бензина особенно выгодно людям небогатым. Например, пенсионерам, многие из которых ездят на своей машине чуть ли не два раза в год - на дачу и с дачи. Сейчас они платят столько же, сколько и те, кто круглосуточно бомбит на тех же "жигулях". Также новая система выгодна тем, кто вообще не ездит, говорит аналитик компании "Финамавто" Алексей Захаров.
"У нас в стране сотни тысяч машин стоят на приколе, но не сняты с учета. Их владельцы вынуждены регулярно платить налог. Или получать за это проблемы. Соответственно, это послужит установлением справедливости до некоторой степени", - замечает Захаров.
В пользу новой системы говорит и один из недостатков системы нынешней. А именно - принятая практика, когда квитанции автомобилистам присылают по месту регистрации машины, отмечает Вячеслав Лысаков. "Сейчас этот налог, а это около 50 миллиардов рублей, собирают наполовину. Половина не платит, фискальный аппарат не срабатывает, многие не живут по месту регистрации и так далее. То есть платит практически половина", - рассказывает Лысаков.
По существующей сегодня практике, квитанции автомобилистам присылают весной. Полгода они платят, весь объем денег поступает в бюджет региона уже осенью. Затем начинаются согласования и тендеры, в результате к ремонту дорог приступают в декабре. Положенный в снег и жижу асфальт к весне благополучно разбивается, а освоение денег начинается сначала. С новой системой налогообложения такая практика будет исключена, уверен один из разработчиков законопроекта, депутат Госдумы Максим Рохмистров.
"Здесь субъект может спланировать поступление денежных средств. Весь год, каждый месяц они будут поступать небольшими суммами по сравнение с тем, как они сейчас поступают. И это уже не будет представлять интереса для нечистоплотных на руку коммерсантов, чтобы они придумывали какие-то схемы увода этих небольших сумм", - поясняет Рохмистров.
В связи со всеми этими мнениями сразу возникает вопрос. Если все так очевидно, почему до сих пор не перешли на новую систему? Да потому, что переход этот весьма дорог и для компаний-владельцев бензоколонок, да и для государства, полагает зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Эксперты единодушно отмечают, что пока не ясно, как планируется контролировать исчисление и уплату налога. "Предложенные в проекте ставки установлены на приемлемом уровне, если оценивать объем потребления бензина средним городским жителем. Вот только главная слабость данного законопроекта - недостаточный контроль за исчислением и уплатой налога. Легко придумать сравнительно законные меры, чтобы уйти от налога, который предложен этим законопроектом", - заявил в интервью "Российской газете" Тимур Унароков, ведущий консультант департамента налогового и финансового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит".
"Необходим единый компьютерный учет, чтобы данные с каждой заправки (а их в стране тысячи - они должны быть объединены в единую сеть) сразу должны попадать в компьютер. Потому что в противном случае, поверьте, у нас очень хорошие умельцы, которые скручивают данные счетчиков", - замечает зампред Макаров.
То есть будет неясно, сколько налогов собрано на каждой конкретной заправке и сколько следует отдать в бюджет. Но отсутствие единой компьютерной базы бензоколонок - это еще полбеды. Главная проблема, стоящая на пути новой системы уплаты транспортного налога, это полная непрозрачность цен на бензин. Фискальные органы точно не знают, чего и сколько заложено в эту цену, говорит Алексей Захаров.
"Я подозреваю, что уплата транспортного налога через бензин просто послужит очередным витком махинаций с ценами. Цены задерут, причем не на величину транспортного налога, а как бог на душу положит. Потому что пересчитать ее крайне сложно. И на всякий случай ее просто сделают побольше", - утверждает Захаров.
В то же время эксперты отмечают, что пока не ясно, как планируется контролировать исчисление и уплату налога. "Предложенные в проекте ставки установлены на приемлемом уровне, если оценивать объем потребления бензина средним городским жителем. Вот только главная слабость данного законопроекта - недостаточный контроль за исчислением и уплатой налога. Легко придумать сравнительно законные меры, чтобы уйти от налога, который предложен этим законопроектом", - заявил в интервью "Российской газете" Тимур Унароков, ведущий консультант департамента налогового и финансового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит".
А вот Максим Рохмистров уверен, что предлагаемая система налогообложения, наоборот, снизит цены на бензин.
"Сейчас чиновникам налоговой службе все равно, сколько стоит бензин на заправке. А здесь появляется заинтересованность, чтобы заправлялись у них не только местные жители, но и соседи. В случае принятия этого законопроекта, стоимость бензина будет находиться в сфере внимания законодательных и исполнительных органов субъекта, - поясняет Рохмистров.
В конце прошлого года депутаты Госдумы уже предлагали включить транспортный налог в цену топлива. Предполагалось, что на долю налога будет приходиться три процента цены, то есть около 53 копеек на литр бензина. О том, какое решение было принято по данному законопроекту – не уточняется, сообщает Lenta.ru со ссылкой на "Российскую газету".
Напомним, что в ноябре 2009 года Госдума планировала увеличить действующую ставку транспортного налога в два раза. Однако после массовых протестов российских автомобилистов и недовольства администрации президента РФ, поправки были отклонены Советом Федерации, а Госдуме поручили в кратчайшие сроки разработать новую редакцию документа. В результате депутаты оставили базовую ставку прежней, но вместо этого разрешили регионам увеличивать ее не в пять раз, как было с 2003 года, а в десять раз.