Традицию отмечать Новый год 1 января установил на Руси три столетия назад Петр I. До этого январь у русских не отличался от прочих месяцев, так как церковный год по библейским канонам начинался 1 марта, а светский 1 сентября. При Петре были переняты и традиции европейцев рядить елки. И сейчас петербуржцы присматриваются к обычаям западных соседей, а многие на праздники отправляются в соседнюю Лапландию, к Санта-Клаусу и северному сиянию, чтобы узнать об этой удивительной земле...
Лапландия как земля саамов (лопарей) раскинулась на огромном пространстве, от берегов Норвежского моря на западе до Белого на востоке. Эта культурно-историческая область никогда не была независимым государством, и сейчас она поделена между Россией (Мурманская область), Финляндией (губерния Лаландия), Швецией (губернии Норрботтен, Весттерботтен и Емтланд) и Норвегией (губернии Финнмарк, Нурланн, Нюр-Тренделаг и Тромсе).
Самыми крупными городами Лапландии считаются Мурманск, Рованиеми, Кируна, Йоккмокк. Всего в мире проживают около 50 тысяч лопарей. Это одна из самых таинственных национальных групп. Их язык, с одной стороны, уходит корнями в финно-угорский, а с другой стороны - объединяет около трети совершенно оригинальных самобытных слов.
По мнению ряда ученых, лопари имеют родственные связи с сету, живущими в Эстонии и в районе Изборска в России. Сейчас все больше доводов за то, что сету и лопари — это остатки древних северных народов — охотников на мамонтов. Не случайно на гербе шведской и финской Лапландий изображен древний человек со здоровой дубиной.
Так что пребывание в Лапландии, знакомство с культурой и традициями отсылает нас в тьму веков, когда еще рабовладельческий строй был светлым будущим человечества, а египетские пирамиды — совсем ненаучной фантастикой.
Еще задолго до того, как Клемент Кларк Мур написал свою балладу «Пришествие Санта-Клауса» в 1822 году, у финнов, шведов, норвежцев и лопарей был свой «дух праздника» зимнего солнцестояния. И его надо было задобрить, устроив особую трапезу. Вот одним из блюд этой трапезы на севере была lipeakala, или, если по-норвежски, — lutefisk.
Рекомендация для Герды
В «Снежной Королеве» Г.-Х. Андерсена есть географическая ошибка — лапландка посылает письмо финке, при этом предполагается, что та живет севернее, что, конечно, неправильно. Но дело не в этом. Лапландка пишет письмо финке на сушеной рыбе — за неимением в хозяйстве бумаги.
Зачем лапландке нужна сушеная рыба? Для зимнего стола, когда ловить свежую будет очень затруднительно.
Вот, например, что делали европейские северяне испокон веков:
Сушеную треску сперва вымачивали в щелоке. (Сейчас же ее продают в пакетах уже вымоченную, это такая белоснежная рыхлая масса.) Раньше гасили в ведре золу, и размачивали уже в этой жидкости. Потом промывали в нескольких водах. Эту рыбу варили и жарили в духовке. К столу снедь подавали с картофелем и белым соусом, с добавлением соли и перца.
Так что финка рыбу приберегла до лучших времен. Правда, сейчас уже не так много любителей этого крайне пахучего блюда, но тем не менее — это сильное впечатление, и если вы ее съедите — то воспоминания о таком Новом годе у вас останется на всю жизнь...
В отсутствие свиньи
Если на основной территории Швеции и Финляндии главным домашним мясным животным всегда была свинья, то в Лапландии со свиноводством тяжело, поэтому особенный упор делался на рыбу и оленину.
В частности, именно тогда зародилась традиция приготовления жаренной в духовке щуки. Это блюдо особенно популярно на северном побережье Ботнического залива. У финских рыболовов существует давняя традиция дарить президентской чете «рождественскую» щуку — еще живую.
Другим блюдом, достойным внимания, является праздничный суп из бекона и креветок. Бекон был завозным продуктом, креветки и мидии на побережье Ледовитого океана — свои. На 1 часть бекона брали по весу 6 частей мидий или креветок. Сначала жарили бекон вместе с репчатым луком, а потом, слив жир, добавляли в глубокую сковородку моллюсков и примерно полстакана муки, непрерывно все перемешивая.
Из молока и сливок делалась смесь, и ей все заливали и томили на слабом огне. Картофель заранее отваривали в воде, и в конце добавляли в сливочное варево. Проверено, получается грандиозный энергетический продукт, особенно перед работой на морозе.
Что касается оленины, то, конечно, большое значение имела свежая кровь, которая является чудесным средством от цинги. Мясо же оленя можно в современных условиях приготовить по типу строганины — заморозить, а потом настрогать острым ножом, и - бросить в котел, куда налито немного воды — то есть, потушить его. Тушить следует медленно и долго. Подавать хорошо с картофельным пюре и брусничным джемом, который найдете в любом магазине.
В ХХ веке...
Уже к концу XIX века в России и Европе модно было интересоваться Севером. Появились первые туристы. Бизнес требовал легенды, и в 1927 году в передаче финского радио мир узнал, что Санта-Клаус живет в недрах лапландской сопки Корватунтури.
Финский Санта, в отличие от англо-американского тезки, имеет спутницу жизни - соответствующую его возрасту супругу по имени Муори. У него есть штат помощников: гномы «тонтту», которые весь год слушают, о чем мечтают дети. Подарки он раздает детям лично, беседуя с ними. Он может появляться одновременно в разных местах.
Одет Санта по-разному, но каноническими являются красная шуба, белая борода, серые штаны и обязательные очки. Шуба его роднит с русским Дедом Морозом, а цвет и аксессуары — с Сантой.
Так, под его мудрым руководством, "застойная" Лапландия, страдающая от безработицы и недостатка финансирования, ожила и стала зарабатывать неплохие деньги, на зависть датчанам, норвежцам и шведам.
О елке...
Примечательно, что еще в древности «дух зимы» был в представлении северян связан со священными деревьями, к которым он и приходил. Существовала и традиция сначала наряжать это культовое дерево, а затем сжигать в ритуальном костре, который символизировал жар летнего солнца. Кстати, такие представления бытовали у всех северных народов — у славян, скандинавов и финно-угров. Правда, дерево могло быть разное — береза, сосна, и, конечно же, ель.
Самой яркой традицией стала традиция Германии, где для задабривания духов на елке развешивались всевозможные фрукты. Этот германский «лесной дух» очень смахивал по внешности на русского Деда Мороза - его представляли в образе низенького старика с длинной седой бородой, который стучал палкой - от этого стука начинались трескучие морозы. Еще до середины прошлого века в Альпах практиковалось "кормление" этого духа, причем, именно накануне Рождества. Старший в семье выходил на порог с ложкой каши и "угощал" ею повелителя зимних холодов. Примерно в XVI веке елки в Германии стали срубать и заносить в дом, украшая не только яблоками, но и сахарными изделиями и печеньем, а первое документальное свидетельство установки елки относится к 1510 году, и произошло событие в Риге.
В Лапландии к тому моменту украшали свои культовые деревья, однако не по-вегетариански, как в Германии: на ветвях могли висеть черепа животных, замороженые рыбы, куски туши. Лапландцы также изобрели оригинальные ледяные светильники — в ведро наливается вода, когда она превратится в лед - ведро переворачивают и обдают кипятком. В итоге - ледяная оболочка выпадает, в ней надо только пробить отверстие в днище, и, перевернув, закрыть ей свечу.
Первой страной, которая последовала примеру немцев наряжать на Новый год ель, была... петровская Россия. Это была идея, перенятая с Запада Петром. Постепенно традиция набирала силу, и в начале XIX века Иван Панаев писал, что "...в Петербурге все помешались на елках. Без елки теперь существовать нельзя. Что за праздник, коли не было елки". Тем временем англичанин Диккенс называл елку не иначе, как "милой немецкой затеей".
А лопари по-прежнему разжигали свои костры, наряжали деревья и не думали о европейских дебатах насчет правильности празднования Нового года, который становился все более светским, нежели церковным праздником.
Таким образом, оказавшись в Лапландии, обязательно приготовьте себе для застолья что-нибудь истинно лапландское, дайте волю фантазии, чтобы представить мир духов вокруг вас: нарядите ель и зажгите вокруг дома ледяные светильники, поставьте диск с «энигмовской» Return to Innocence...
И уже точно, это будет незабываемая ночь.
PS. Автор сам рассчитывает отправиться в Лапландию 9 января, с «инспекционной поездкой»... ждите...
Константин Ранкс, Хельсинки, "Фонтанка.ру"