На прошлой неделе в Рахманиновском зале московской консерватории состоялась российская премьера Четвертой симфонии известного эстонского композитора Арво Пярта, посвященной бывшему главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому.
Как сообщает радио «Свобода», организаторы концерта не акцентировали внимание на факте посвящения до концерта и не печатали на афишах, но обозначили его в программе и объявили во вступительном слове.
Организатор концерта — известный пианист и пропагандист современной академической музыки Алексей Любимов — заявил радиостанции, что выбрал для концерта именно это произведение Пярта, чтобы проявить свою солидарность с гражданской позицией композитора.
Арво Пярт — всемирно известный композитор, он считается одним из наиболее выдающихся представителей направления, известного как «сакральный минимализм». С 1964 года Пярт впервые использует в своих произведениях технику коллажа. Приблизительно в это же время в его музыке начинают прослеживаться религиозные мотивы. По соображениям цензурного порядка некоторые из его произведений исполнялись в СССР под вымышленными названиями. В 1979 Пярт эмигрирует из Советского Союза. Живет сначала в Вене, где подписывает договор со знаменитым издательством Universal Edition, а затем, благодаря стипендии DAAD (нем. Deutscher Akademischer Austauschdienst) оказывается в Берлине, где живет и пишет произведения для клавишных инструментов, инструментальных составов, вокальную и хоровую музыку.
Ныне, несмотря на всемирную славу, живет затворником и широкой публике известен разве что как автор музыки для кино. Его музыка звучит во многих фильмах: в «Покаянии» Тенгиза Абуладзе, в «9/11 по Фаренгейту» Майкла Мура, в «Изгнании» Андрея Звягинцева, в «Нефти» Пола Томаса Андерсона.
Четвертая симфония, написанная в 2008 году, интересна еще и тем, что к жанру симфонии композитор не обращался 36 лет: его Симфония № 3 была написана в 1973 году. Композитор назвал четвертую симфоню Los Angeles, и в этом же городе состоялась мировая премьера – 10 января 2009 года в Walt Disney Concert Hall в исполнении лос-анджелесского симфонического оркестра и его многолетнего главного дирижера Эса-Пекки Салонена. Сам композитор настаивал, что название связано не столько с городом, сколько с содержанием симфонии — тема ангелов является основой этого произведения: «Моя Четвертая симфония вдохновлена и написана на текст канона ангелу-хранителю. Хотя слова канона и не звучат в оркестровом произведении, тем не менее они легли в основу всей структуры моей симфонии».
Что касается посвящения, то композитор, практически не дающий интервью, на сей раз счел необходимым подготовить и распространить перед премьерой небольшой текст в котором, в частности, заявил: «Таким музыкальным способом мне хотелось протянуть руку узнику Михаилу Ходорковскому и в его лице всем бесправным узникам в России. Мне хотелось послать им весточку мира душевного и бодрости духа, несмотря на все удручающие обстоятельства их заключения... Я рад, что при каждом новом исполнении моей симфонии будут упомянуто имя человека, которому она посвящена. Этому автоматически сопутствует обостренное внимание и сочувствие прессы к судьбе Михаила Ходорковского. Мне бы очень хотелось надеяться, что музыка моей симфонии и посвящение не оставят слушателей равнодушными. Мне хотелось достучаться до сердец особенно тех людей, кому судьба Ходорковского до сих пор была безразлична».
Позже, перед европейской премьерой в Хельсинки, Арво Пярт аттестовал Ходорковского финским журналистам так: «Он гений, поразительный человек, очень талантливый, с горячим сердцем и чистым взглядом на вещи». По словам композитора, все плохое, что можно прочесть о бизнесмене в прессе — это пропаганда, распространяемая российским правительством, а российский суд можно сравнить с иранским или северокорейским.
По словам композитора, 4-я симфония одновременно проста и сложна для восприятия: «Это tabula rasa, чистый лист, который слушатель должен позволить заполнить, открывшись музыке сам». Любопытно, что толчком к созданию 4-й симфонии стала скульптура Аниша Капура, изображающая кожу, которая была содрана с героя античного мифа — сатира Марсия. Миф о Марсии, наказанном за то, что он осмелился состязаться с Аполлоном в игре на флейте, напомнил композитору о судьбе Ходорковского (в некоторых вариантах легенды Аполлон победил благодаря нечестным судьям).
Надо сказать, что, несмотря на свое затворничество, Арво Пярт не чуждается политики, особенно российской: исполнения своих сочинений в сезоне 2006–2007 годов Пярт посвятил памяти Анны Политковской. Внимание это объясняют тем фактом, что Пярт крещен в православии и является убежденным верующим человеком. Однажды на прямой вопрос журналистов радио «Свобода» — «Вы уехали из советской Эстонии в конце семидесятых. Сейчас нет СССР, и Россия совсем другая страна. Казалось бы, совсем чужая для вас. Почему вам столь небезразлично то, что происходит здесь?» — он ответил: «Эта страна не может мне быть чужой, несмотря на любые обстоятельства. Можно сказать словами Игоря Стравинского, который большую часть своей жизни провел на Западе: "Язык моей молитвы – это русский язык"».
Четвертая симфония Пярта сейчас очень популярна в мире: после премьеры в Лос-Анджелесе она трижды исполнялась в Чикаго, в апреле прошла европейская премьера в Хельсинки, в мае она звучала в Нью-Йорке и Канберре и во многих других столицах мира. Последнее по времени исполнение прошло совсем недавно – в конце октября в Лейпциге, во время большого концерта, посвященного 20-летию падения Берлинской стены, в котором участвовали также такие всемирно известные музыканты, как Гидон Кремер, Гия Канчели, виолончелист Хайнрих Шифф, пианист Валерий Афанасьев, дирижер Роман Кофман. На концерте присутствовала и мать Михаила Ходорковского.