КГИОП решил расставить все точки над i. На совещании, созванном специально для обсуждения судьбы дачи Гаусвальд, утвердили исполнителей последней экспертизы состояния этого памятника архитектуры, разработали примерный план обследования и договорились о графике работ. Финансирование обещает взять на себя партия «Яблоко». Больше всего окончанию спора между комитетом и разгневанной общественностью, видимо, обрадуются дворники, которым приходится убирать улицы после наглядных акций в защиту памятника культурного наследия.
Комитет по охране памятников на протяжении года стойко отражал нападки общественности, обвиняющей ведомство в злостных намерениях уничтожить уникальное здание — дачу Гаусвальд на Каменном острове. КГИОП ставили в вину — разбазаривание народного состояния, безграмотность и полное бездействие. Мало того, чиновники всеми силами препятствовали специалистам, приглашенным группой «ЭРА», попасть на территорию памятника архитектуры, чтобы провести экспертизу.
По договору, который партия «Яблоко» заключила с Лесотехнической академией по просьбе группы «ЭРА», специалисты ЛТА должны были провести микологический анализ древесины, чтобы определить, возможно ли законсервировать здание. Заказчик (все то же «Яблоко») обязался заплатить за проделанную работу 90 тысяч рублей (сейчас эту сумму в экстренном порядке собирает «Живой город»). Ну, а для того, чтобы эксперты могли спокойно работать, политическая партия гарантировала им проход на объект - для отбора проб, распиловки древесины и пробивки пробных шурфов. Самое пикантное в этой истории то, что дача Гаусвальд находится в частной собственности, и хозяин ее — отнюдь не Максим Резник.
«Слушайте, как такое может быть? - возмутилась Ольга Студинская, представитель ООО «Импульс», которому, собственно, и принадлежит здание. - Почему меня никто не поставил об этом в известность? Как можно заключить договор о каких-то действиях с чужой собственностью, не поставив владельца об этом в известность?». «Простите, а почему собственник должен пускать непонятно кого на свою территорию? - поинтересовалась и глава КГИОП Вера Дементьева. - И вообще, заказчиком выступает партия «Яблоко», она же обязуется создать условия, пусть и создает, а мы тут при чем?»
Договор был продемонстрирован на совещании в КГИОП, где собрались представители всех заинтересованных сторон — ООО «Импульс», НИИ «Спецпроектреставрация», Лесотехнической академии, партии «Яблоко» и разгневанной общественности (группы «ЭРА»). «Вы, простите, понимали, что подписывали? - обратилась Дементьева к Алексею Яреме, лидеру группы «ЭРА». - Это вообще-то финансовый документ. Простите, как «Яблоко» намеревалось исполнять свои обязательства?». Из ответа градозащитника можно было понять только то, что составлял бумагу юрист ЛТА.
Позднее заинтригованные корреспонденты «Фонтанки» обратились с этим же вопросом к лидеру петербургского отделения «Яблока» Максиму Резнику. В начале разговора тот подтвердил, что договор с ЛТА подписывали, но после уточняющих вопросов отказался от своих слов. «Мы только деньги для них собираем, чтобы содействовать в экспертизе», - заявил лидер партии «Фонтанке».
«То есть, КГИОП в том, что экспертиза все еще не завершена, не виноват», - резюмировала Дементьева. Раскритиковав предложенную группой «ЭРА» программу экспертизы, она потребовала от собравшихся решить — какие сроки необходимы для отбора проб, когда именно и в каком составе потребуется посетить дачу Гаусвальд и при свидетелях заручилась согласием компании «Импульс», что никаких препятствий экспертам чинить не будут.
Созданную прямо на совещании рабочую группу возглавила доцент Лесотехнической академии Галина Зарудная. От НИИ «Спецпроектреставрация» рекрутировали Ирину Воинову. «У меня сейчас Меншиковский дворец...» - робко попыталась запротестовать та, но подчинилась. «Все работы будут выполняться только под строгим контролем КГИОП, на территорию будут проходить лишь специалисты, у которых есть лицензия на право работы на объектах исторического наследия», - заключила Дементьева. «И я бесконечно благодарна партии «Яблоко» за то, что в кои-то веки наши специалисты будут работать не бесплатно», - добавила она. Новообразованный коллектив обязали представить результаты в КГИОП в ноябре, чтобы до начала декабря судьбу здания можно было бы окончательно решить на заседании совета по сохранению культурного наследия.
«Слушайте, это какой-то бред, - недоумевала после совещания Ольга Студинская. - Я не против, пусть проверят еще раз. Если здание можно спасти, то лучше его спасти. Но что получается - «Спецпроектреставрация» проводит экспертизу, а мне говорят — ей верить нельзя. «Литейная часть-91» обследует здание — подтверждает, а мне опять — им верить нельзя. Но уже если этим компаниям нельзя доверять, то кому тогда можно? Общественности?» «Когда у нас болит зуб, мы ведь идем к стоматологу, а не обращаемся за помощью в группу «ЭРА», - добавила она. - Все-таки болезни должны лечить врачи, а не общественники».
«Ничего удивительного в том, что Лесотехническая академия думает, будто дачу можно сохранить, - поделилась своей точкой зрения Ирина Воинова. - С виду дача в прекрасном состоянии. И потом — они ведь рассматривают возможность спасения отдельного бревна, а мы оценивали возможность реставрационных работ. У нас была комплексная экспертиза, а не просто микологическая». «Но пусть убедятся, - философски махнула она рукой. - Только делать это надо быстрее. Чем дольше дача простоит в нынешнем состоянии, тем более не обратимыми будут последствия».
Дачу Гаусвальд приговорили к сносу в июле 2008 года. Еще на том совете по сохранению культурного наследия результаты экспертизы специалисты приняли неохотно, но признали правоту НИИ «Спецпроектреставрация». Выводы исследования гласили: древесина поражена белым домовым грибом, и здание восстановлению не подлежит. Совет пришел к компромиссному решению — деревянную часть разобрать, наименее пострадавшую обшивку сберечь, чтобы использовать потом при воссоздании точной копии утраченного памятника. Каменную башню вознамерились сохранить, и даже примерно определили, что нужно для этого сделать. Сам объект после изменений автоматически должен был утратить охранный статус.
С этим приговором уже не смирились собственники здания. «Мы покупали памятник архитектуры, и понижение статуса существенно понизит его стоимость», - объяснили они. Экспертизу проанализировали еще раз, выводы остались теми же. Следом за собственниками возмутилась общественность и потребовала провести дополнительную экспертизу — при участии специалистов Лесотехнической академии. В мае 2009 года на заседании совета по сохранению культурного наследия было решено разрешить провести еще одну экспертизу — совместными силами ЛТА и «Спецпроектреставрации». Выводы необходимо было представить на совете по культурному наследию 24 сентября.
Дальше начались странности: на сайте «Живого города» постоянно появлялись сообщения группы «ЭРА» о том, что собственники здания не пропускают экспертов на территорию дачи, а КГИОП им в этом потворствует. Периодически площадь Ломоносова украшалась изображениями грибов (как намек на микологические проблемы памятника). Единожды перед входом в КГИОП состоялся перформанс — Шерлок Холмс с помощью лупы пытался найти грибы на стенах макета дачи Гаусвальд. Кроме творческих методов борьбы использовали и бюрократические — писали письма в Росохранкультуру, министру культуры и президенту России. Жаловались и в прокуратуру.
24 сентября результаты экспертизы так и не появились. На заседании совета по культурному наследию было решено предоставить исследователям дополнительное время — еще три месяца. От «ЭРЫ» потребовали предоставить в КГИОП точный график прохода экспертов на территорию, а также план и описание методики работ. Собственно, именно знакомство с документами, которые принесли борцы за культурное наследие, и сподвигло комитет на решительные действия. «Хочется надеяться, что этот абсурд, наконец, закончится. На пользу памятнику он явно не идет», - сообщила Дементьева корреспонденту «Фонтанки».
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"
Дачу Гаусвальд проверят в четвертый раз
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ