Для того, чтобы стать католическим святым, жителю Петербурга желательно быть хотя бы немного поляком, основать детский приют и школу, а каждую заработанную копейку отдавать нищим. Именно так поступал, проведя 30 лет в России (из них большую часть — в Петербурге), архиепископ Зигмунд Фелинский, которого более чем через 100 лет после смерти — в предстоящее воскресенье - канонизирует Святой престол.
Жизнь этого человека настолько тесно связана с бывшей столицей Российской империи, что назвать его петербуржцем можно безо всякого преувеличения. Он закончил математический факультет Московского государственного университета, затем ненадолго съездил в Париж, а по возвращении в Россию в 1850 году поступил в Петербургскую духовную семинарию. В 1855 году Фелинский был рукоположен в священники. Служил будущий архиепископ в приходе святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте вплоть до 1862 года.
В его жизни были и ссылка в Ярославль, и запрет жить на родине — в Польше, и тяжёлая болезнь. Однако, как выяснилось, предстоящая канонизация — это вовсе не награда за прожитую жизнь. «Он настолько любил бога, что всю жизнь посвятил служению ему. Вот за это католическая церковь и причисляет человека к лику святых. Кроме того, он помогал нищим всегда и везде, где бы ни жил, в том числе, разумеется, и в Петербурге. Он организовал здесь приют и школу для бедных и буквально каждую копейку отдавал нуждающимся», - объяснили «Фонтанке» в приходе святой Екатерины.
Зигмунд Фелинский станет первым католическим святым, имеющим непосредственную связь с нашим городом. А вот среди его православных собратьев таковых сразу несколько. В частности, блаженная Ксения Петербуржская, Иоанн Кронштадтский, а также Николай II. Это если не считать тех, кто никогда в Петербурге не был (так как жили гораздо раньше, чем город был основан), но считаются православной церковью «молитвенниками» о городе: святые равноапостольные Пётр и Павел, Исаакий Далмацкий и Александр Невский.
По правилам католической церкви процесс причисления к лику святых обычно начинается не ранее, чем через пять лет после смерти человека. Чтобы причислить кого-либо к лику святых, недостаточно установить, что он был человеком «святой жизни». Надо доказать, что подвижник обладал христианскими добродетелями в мере, недостижимой для природных человеческих сил, предполагающей «исключительное обилие сверхприродных благодатных даров», то есть, грубо говоря, был героем.
Как правило, за год канонизируют до десятка новых святых. И, как говорят многие церковные историки, этот процесс всегда был во многом политическим. Канонизировать порой предлагали самых неожиданных персонажей. Например, недавно было решено не начинать эту процедуру в отношении Майкла Джексона. Впрочем, вовсе не из-за его «сомнительной» репутации, а по причине его мусульманского вероисповедания. Также кандидатом в святые является такая неоднозначная фигура как Степан Бандера — на его канонизации настаивают украинские националисты.
В РПЦ процесс канонизации в последние 20 лет буквально поставлен на поток. Если в XVIII-XIX веках святыми стали от силы полтора десятка великомучеников, а с 1917 по 1987 — всего двое, то с 1989 года, когда была создана Синодальная комиссия по канонизации святых (она координирует этот процесс), канонизировано более 1500 человек. Окончательное решение о канонизации православных принимает Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Всего и в православии, и в католицизме более 150 тысяч святых.
Павел Гинёв, «Фонтанка.ру»