Не успели заменить дорожное покрытие на значительной части Петергофского шоссе, как по нему пошли потоком 40-тонные самосвалы, груженные песком и щебнем, — на строительство дамбы. В чем был смысл реконструкции этой магистрали, если из зимы она выйдет разбитой большегрузным транспортом? И для чего, собственно, следовало проводить капремонт в самый разгар туристического сезона, создавая заторы для автомобилей и экскурсионных автобусов?
В поисках разгадки ситуации с Петергофским шоссе мы обратились вначале к… пугающим цифрам. Тем, что звучали еще до открытия сезона ремонта дорог. Тогда, ранней весной, дорожники города в один голос предсказывали катастрофу и крах всей отрасли — в связи с резким сокращением ее финансирования. После секвестрирования горбюджета 2009 года из 60 предполагавшихся к капитальному ремонту дорожных объектов денег осталось на капремонт лишь тринадцати, пишет "Вечерний Петербург".
Одновременно снизился более чем в 4 раза и бюджет на текущий ремонт дорог. Было запланировано направить на него 4 млрд. рублей — оставили только 800 млн. Крохи для солидного бюджета, из которого легко выделяется по 70 миллионов на проведение однодневных праздников. Но — кризис объявлен. И требуется на чем-то экономить.
К лету реконструкция автодорог все-таки началась, несмотря на самые мрачные предсказания. Причем пошел ремонт не тех, что совсем разбиты, — а это в основном внутригородские улицы. Ремонтировать принялись крупные, более выгодные объекты. Въездные магистрали — северное Приморское и южное Петергофское шоссе. Ремонт не самых неблагополучных объектов не привел в восторг автомобилистов — пробки, заторы. В общем, нашли время перекрывать движение в самый разгар дачно-туристического сезона! Водители кивали на более разбитые объекты — такие, как Киевское шоссе.
Дорожники торопились — быстрее осваивать выделенные средства. Причем так спешили, что то же Петергофское шоссе начали делать в обход неизбежных процедур.
В процедуры нас посвятил руководитель Дирекции по организации дорожного движения Петербурга Андрей Корчагин.
— Регламент ремонта дорог, осуществляемого под началом комитета по благоустройству и дорожному хозяйству городской администрации, таков, — сообщил Андрей Евгеньевич. — Подрядчик — исполнитель работ обязан до их проведения составить временную схему организации дорожного движения. Она предусматривает расстановку временных знаков и нанесение временной разметки, пересчет работы светофоров. Затем эта схема направляется на согласование в нашу дирекцию. Мы располагаем специалистами в области логистики. У нас есть компьютерные программы, на которых моделируются дорожные ситуации, — мы можем просчитать перераспределение транспортных потоков и так далее. Однако наше экспертное мнение, увы, не всегда учитывается. Так было и в случае с Петергофским шоссе.
По словам Андрея Корчагина, дирекция и специальная межведомственная комиссия «завернули» схему, предложенную подрядчиком — ООО «Дорожник-92». Однако, не получив согласия специалистов, подрядчик приступил к работам на шоссе — вызвав ограничениями движения массу претензий у автомобилистов, туристов, окрестных жителей, попавших в капкан ежедневных пробок.
— По сути, они не имели права начинать работы, — утверждает руководитель Дирекции по организации дорожного движения. — Теперь получается, что каждый строитель может выйти на дорогу и делать что хочет!
А хочет строитель одного — освоения бюджетных средств. И даже тот факт, что после первой же зимы отремонтированная им «паркетная» трасса придет в негодность, дорожно-строительный пыл не столько охлаждает, сколько подогревает, поделился с нами один специалист с большим опытом руководящей работы в дорожной отрасли. Появится новый фронт работ.
Еще один пример ремонта этого сезона — Лесной проспект. Чинится с лета, закрывается для движения частями, поочередно. Работы растянутся еще на год вперед. Но через год он, прогнозируют специалисты, придет в негодность — тоже будет разбит грузовиками. Сейчас ограничения на въезд большегрузного транспорта в город распространяются только на Василеостровский, Петроградский, Центральный, Адмиралтейский районы и на некоторые набережные.
— Пока не запретим проезд грузовиков через весь город, не выведем их на Кольцевую автодорогу, смысла в капитальном ремонте трасс не много, — считает Андрей Корчагин.
Почему к мнению специалистов не прислушиваются? Отчего у них нет эффективного механизма влияния? Это вопрос к вышестоящим структурам — говорят они сами: «Процедура ремонта решается финансированием. Есть средства — ремонт интенсивно ведется, и это логично. Хотя это может и противоречить логистике».
Сроки окончания ремонта дорог? Горожанин вряд ли сможет обнаружить их на информационных стендах с названием ведущей работы подрядной организации. Попросту говоря, работы завершатся, как карта ляжет. Может закончиться финансирование, может смениться подрядчик — кризис!
Еще одна иллюстрация — работы на перекрытой для движения части набережной Обводного канала. Точные сроки их окончания никому не известны — там сменился подрядчик, сообщают в Дирекции по организации дорожного движения. Был «Мостострой» — теперь «Флора». А каковы перспективы ее процветания — кто скажет, если кругом столь напряженная финансовая обстановка. Дефицит бюджета.