Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Работа Чтобы моряк не попал впросак

Чтобы моряк не попал впросак

236
www.videomax.ru

Морской порт в городе Варна начинает приобретать негативную известность. Уже второе судно с экипажем из российских моряков стоит на приколе у берегов Болгарии. Их истории, различаясь в нюансах, по сути своей идентичны: денег нет, топлива тоже, продукты и питьевая вода на исходе. «Фонтанка» попыталась разобраться, кто защитит от работодателя на море и что нужно знать моряку, прежде чем подписывать договор с иностранным судовладельцем.

Вслед за пиратской темой широкую огласку в СМИ получила и тенденция «кидалова» моряков судовладельцами. Десятки (если не сотни) сухогрузов стоят в портах разных стран мира, экипаж по полгода фактически находится в заложниках ситуации, когда денег нет даже на то, чтобы вернуться на родину.

Теплоход «Lubava» вышел из африканского Кейптауна в апреле этого года, конечным пунктом назначения была Варна, где сухогруз должен был встать на ремонт. Как рассказала «Фонтанке» дочь капитана Ася Сороколетова, по условиям договора команда корабля, состоящая из российских моряков, в том числе и петербуржцев, отправлялась в рейс на 5 месяцев, плюс еще 30 дней моряки могли отработать по собственному желанию. Свою задачу экипаж честно выполнил, в июле отремонтированный сухогруз вышел из дока. К этому времени моряки уже давно потратили заработную плату, выплаченную единожды еще в апреле. С тех пор они получают от своего судовладельца только «приветы» и «завтраки» в виде обещаний, что все проблемы будут решены в скором времени. Продовольственные запасы стремительно кончаются, денег нет даже на то, чтобы добраться до Варны...

Теплоход «Atlantic Star» стоит в Дакаре. Экипаж из 16 граждан России и Украины четыре месяца не получает заработную плату. С «Lubava» сухогруз объединяет общий судовладелец - компания «West Coast Lines», офис которой находится в Петербурге. По данным Балтийского профсоюза моряков, топливо также на исходе, но судовладелец обещал прислать 15 тонн для перехода на ремонт в Болгарию. Вот только как «Atlantic Star» доберется из Африки в Европу - непонятно, срок действия судовых документов истек еще в начале июля.

О теплоходе «Kilmore», принадлежащем ирландской компании «Gotech Fibre Ltd.», «Фонтанка» уже писала. Экипаж уже восемь месяцев ждет зарплаты в порту болгарской Варны. В настоящий момент на борту находятся только граждане России, в том числе и четверо петербуржцев, включая капитана Михаила Макарова и старшего помощника. Ни представителям профсоюза моряков, ни родственникам пока не удалось достичь хоть какого-то значимого результата — судно остается без денежного довольствия, еду доставляют раз в три недели.

Родственники моряков, попавших в такую ситуацию, как правило, уповают на помощь российских дипломатов. Однако Россия предпочитает не вмешиваться в личные дела своих граждан. Единственной структурой, которой есть дело до прав моряков, является Международная федерация транспортных рабочих. Как пояснил инспектор МФТ Кирилл Павлов, готовиться к подобным ситуациям нужно заранее. Чтобы получить больше шансов вернуться из рейса вовремя и с деньгами, нужно просто «подстелить соломку». Сделать это несложно. Во-первых, желательно вступить в профсоюз, чтобы не оставаться потом один на один со своими проблемами. Во-вторых, перед тем как подписывать договор с работодателем, нужно обратиться в представительство МФТ и запросить информацию о судовладельце.

У Федерации есть свой «черный список» компаний, которые уже засвечивались в проблемных ситуациях. «Если бы экипаж «Lubava» обратился к нам заранее, - объясняет Кирилл Павлов, - мы бы сразу сказали, что у компании «West Coast Lines» финансовые проблемы, у них часто бывают случаи с невыплатами зарплат». По словам инспектора, недобросовестных компаний очень много, «черный список» насчитывает более 100 тысяч наименований. Уточнить информацию о том или ином судовладельце можно в морском разделе сайта МФТ (www.itfseafaerers.org). Но даже, если биография работодателя окажется чистой, контракт нужно подписывать под договором МФТ, в этом случае разбирательство трудового спора будет проходить по месту нахождения судна, а не по юридическому адресу судовладельца, который как правило находится где-нибудь в офшорах.

Те же, кто вовремя себе соломку не подстелил, оказываются потом в весьма затруднительном положении. Если судовладелец наотрез отказывается выплачивать зарплату, остается только выход - продавать корабль. Сделать это можно только по решению суда, но в разных странах судопроизводство осуществляется тоже по-разному. И если в одном государстве арестовать корабль можно за неделю, то, например, в Болгарии на это уходит по несколько месяцев. Затем идет процесс принятия решения о принудительной продаже за долги, но здесь опять возникают нюансы. В каждой стране существуют свои приоритеты, кому первому выплачивать деньги: это или спасательные службы (в тех случаях, когда судно терпело бедствие), или экипаж корабля, или заправщики топлива, или же другие заинтересованные стороны. В любом случае, выбивание долгов — процесс длительный, затратный как материально, так и морально.

Как стало известно сегодня, 12 августа, глава России Дмитрий Медведев подписал указ «О возложении на Федеральную миграционную службу функций компетентного органа, предусмотренных Конвенцией о найме и трудоустройстве моряков (Конвенция №179)». Как именно ФМС будет курировать вопросы найма российских моряков для работы на морских судах, ходящих под флагом иностранного государства, пока неизвестно. Сами же моряки возлагают большие надежды на международный документ - Сводную конвенцию о труде в морском судоходстве. Она была принята еще в феврале 2006 года и, в отличие от предыдущей, в ней прописан ряд очень важных пунктов. В частности, в контракте должен быть четко обозначен подлинный судовладелец — компания или человек, который будет нести персональную ответственность за выполнение условий договора. Для того, чтобы конвенция вступила в силу, ее должен ратифицировать Евросоюз. Тогда администрация всех портов мира будет обязана проверять все входящие суда на соответствие конвенции.

По данным Международной организации труда, Сводная конвенция будет ратифицирована в 2010 году и начнет действовать с августа 2011 года. По мнению инспектора МФТ Кирилла Павлова, международный документ вытеснит с рынка недобросовестных судовладельцев. И тогда моряки смогут уходить в рейсы с большей уверенностью в завтрашнем дне. Сегодня же команды проблемных кораблей могут уповать только на благосклонность судьбы либо мечтать о том, чтобы стать верблюдами, способными длительное время жить без пищи и воды.

К слову, генеральный директор «West Coast Lines» - компании-судовладельца теплоходов «Lubava» и «Atlantic Star» - Владимир Чумаков в настоящее время находится в отпуске. А все комментарии уполномочен давать только он. Хочется верить, что глава компании, по вине которой десятки людей долгие месяцы живут впроголодь у берегов Болгарии, отдыхает от трудов праведных где-нибудь в скромненьком санатории под Петербургом. Экономит, чтобы расплатиться по долгам.

Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях