Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Приключения итальянца в России

Приключения итальянца в России

895

Фабио Мастранджело можно считать самым знаменитым итальянцем в современной России – по крайней мере, в её музыкальных кругах. Он – главный приглашённый дирижёр Новосибирского академического симфонического оркестра, Государственного симфонического оркестра Татарстана, оркестра Государственного Эрмитажа, Государственного оперного театра Екатеринбурга, художественный руководитель ансамбля солистов «Новосибирская Камерата», постоянный приглашённый дирижёр Мариинского театра и Государственного театра музыкальной комедии Санкт-Петербургa. Русский душою, он вскоре станет ещё и русским «по паспорту».

Санкт-Петербург – самый итальянский город России. Так, по крайней мере, считает Фабио. Сам он родился в Бари – по утверждению музыканта, самом русском городе Италии. Сейчас Мастранджело уверен, что это уже был первый знак судьбы. Именно в Бари жил и творил свои чудеса Святитель Николай – единственный святой, которому поклоняются как православные христиане, так и католики. Кстати, недавно Храм во имя Святителя Николая в Бари Италия передала Русской православной церкви. В этом храме служит отец Владимир, с которым Мастранджело очень дружен, и именно там венчались Фабио с его женой, очаровательной флейтисткой Олесей.

Однако не только родной город и русская жена раздули в душе Фабио «русский уголёк». Девичья фамилия его матери – Руссо (Russo по-итальянски значит русский, российский), а сестру зовут Валентина – в честь первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. В этом музыкант видит знаки судьбы: сегодня Россия стала его второй родиной.

Профессиональная карьера Фабио в качестве дирижёра началась в Канаде: там он дирижировал симфоническими концертами, операми и балетами. «И уже после Канады в моей жизни наступил Санкт-Петербург». Почему же «конечно»?

– Не знаю: судьба, наверное. Сижу, помню, в городе Гамильтон, жду гонорар за концерт в бухгалтерии. От нечего делать читаю-просматриваю какие-то музыкальные газеты, журналы… И вижу объявление: в Санкт-Петербурге будут проводиться мастер-классы Ильи Мусина. Я, конечно, загорелся: известнейший педагог! Думаю, надо попробовать. Связался с Петербургом, меня приняли. Прилетаю в Питер 6 июня 1999 года… и узнаю, что день назад Мусин умер. Такой удар! Но что делать? Я уже в Петербурге, долгие мытарства с российской визой успешно преодолены, деньги уже все заплачены…

В этих же мастер-классах в качестве педагога участвовал Александр Канторов – бывший скрипач из оркестра Мравинского, который тоже, оказывается, у Мусина учился. Я решил остаться и позаниматься с Канторовым. На третий день маэстро вызывает меня к себе в кабинет и спрашивает: «Фабио, почему ты здесь? Что ты тут делаешь?» Я, конечно, отвечаю: «Как почему? Петербург, Россия, такие традиции; мастер-класс, Мусин, вы… Я так люблю русскую музыку: Прокофьева, Хачатуряна, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, я её с детства играю, – и так далее. В общем, я здесь, потому что хочу учиться!» А он и говорит: «Слушай, тебе вообще не надо больше учиться. Ты абсолютно профессиональный, «готовый» дирижёр!»

И Канторов сказал мне, что кроме того, что я буду дирижировать каждый день по часу в рамках мастер-классов, он мне отдаст все свои репетиции, чтобы у меня было побольше практики. Фактически, я дирижировал по четыре часа каждый день. А на вторую неделю Канторов звонит мне и спрашивает: есть ли с тобой резюме, компакт-диск, и так далее. Договорились встретиться вечером на углу Невского и Михайловской улицы. Я понял, что это Филармония. Тогда заместителем художественного руководителя там работала Лариса Мефодьевна Волкова, и он меня ей представил. И говорит: «Вот очень талантливый молодой дирижёр, его надо пригласить в филармонию.» Она очень мило отвечает: «Мол, спасибо, конечно, за предложение, я буду думать, но ты же видишь,» – и она открывает шкаф, а там пачка – штук двадцать всяких резюме. «Видишь, Саша, сколько дирижёров ждут: одного Ашкенази рекомендовал, другого – Слава Ростропович…»

А Канторов и отвечает: я всё понимаю, но этого действительно надо пригласить. «Ах, всё-таки надо?» И в феврале 2001 года у меня состоялся дебют в Большом зале филармонии со вторым оркестром. Это просто чудо! Если бы мне раньше кто-нибудь рассказал, что у меня в жизни всё так произойдёт – я бы посмеялся и не поверил.

В программе были Первый концерт Паганини, Первая симфония Брамса и «Паганиниана» итальянского композитора Альфредо Казелла – очень трудное произведение для оркестра, которое я очень люблю. И так удачно прошёл дебют, что буквально через несколько месяцев мне звонят на мобильный, смотрю – звонок из России. «Фабио, ты где? Что ты делаешь завтра?» – отвечаю, что я в Париже, у меня самолёт в Канаду, через неделю концерт. «А через три дня ты бы не смог продирижировать у нас концерт? Дирижёр Владимир Альтшулер заболел, а солист – виолончелист Сергей Словачевский – просит, чтобы ты дирижировал». Я отвечаю, что конечно, мог бы – но у меня нет визы. «А это – не вопрос; всё сделаем!»

В программе был виолончельный концерт Оффенбаха – кстати, первое исполнение в России! – увертюра «Le corsaire» Берлиоза и Третья симфония Сен-Санса. И снова всё прошло с большим успехом. А уже после этого меня стали приглашать и в Малый оперный, и в Заслуженный коллектив, в другие оркестры Санкт-Петербурга и России. Я стал дирижировать и в Петрозаводске, и в Екатеринбурге…

– А скажи, как и когда ты так хорошо овладел русским языком?

– Ой, да я и не учил его вообще. Так, «на ходу», на слух…

– Как, вообще?!

– Ну, когда приезжал в первый раз, на мастер-класс, я предварительно выучил четыре слова: «здравствуйте», «привет!» и «как дела?» – это всё. Надо вообще учить языки, как дети. Пусть с ошибками, но естественным путём.

Между прочим, ещё один знак судьбы: мама мне запрещала зимой играть в футбол (зимы у нас бесснежные, и дети играют в футбол круглый год), чтобы я не простудился. Я сидел дома, телевидение было скучным и для детей малоинтересным, уроки сделаны… Что делать? От скуки я начал рыться в книгах, и обнаружил прекрасную энциклопедию. Я листал, искал что-нибудь интересное. И вдруг нашёл русский алфавит. «Ух ты!» – думаю. Так интересно: бывают, оказывается, разные алфавиты на свете! И я стал копировать буквы, рисовать их, и так далее. И вышло так, что уже в десятилетнем возрасте, совершенно не зная русского языка и вовсе не стремясь к этому, я выучил кириллицу. Поэтому, когда я стал осваивать русский, с чтением у меня проблем вообще не возникало. Когда уже много лет спустя я в самый первый раз приехал в Петербург, я с удивлением обнаружил, что могу читать.

Правда, до того, как Мастранджело обнаружил, что может читать по-русски, он отучился на фортепианном факультете консерватории им. Никколо Пиччинни в Бари, где директором был ни кто иной, как композитор Нино Рота, с которым Фабио был очень хорошо знаком

– В один прекрасный день я как-то добыл ключ от свободного класса, чтобы позаниматься. Сижу за роялем, играю. Вдруг дверь открывается, и входит Нино Рота. Моей первой мыслью было: всё, попался. Сейчас он выгонит меня из консерватории! Я вскочил, стал извиняться. А он говорит: нет-нет, всё в порядке! Продолжай занятия. Я играл «Лирические пьесы» Грига. А он сидел, посидел минут 15-20 послушал очень внимательно, а потом спросил: у кого ты учишься? Я сказал, что у Пьерлуиджи Каминча, был такой очень известный в Италии пианист. «Ну, хорошо!» – сказал Рота и ушёл. Я подумал: всё, скоро получу по башке! Через два дня дома зазвонил телефон. Звонит мой педагог. «Ты что делал два дня назад? – Занимался. – Ну-ну, рассказывай! В общем, тебе повезло: очень маэстро Рота ты понравился, и он попросил меня побольше уделять тебе внимания и готовить тебя на разные конкурсы.»

Так что уже в годы учебы Фабио завоевал первые премии на национальных фортепианных конкурсах в Осимо и Риме, а закончил консерваторию в 1985 году – как говорят в России, с «красным дипломом», десять из десяти баллов. И меня пригласили на работу в оперном театре города Бари, Театро Петруцелли – гордость Бари, большой и красивый театр. Увы, в 1991 году он сгорел. Кстати, очень таинственная история – он сгорел из-за поджога, и это дело так и осталось нераскрытым. Но целый сезон я отработал концертмейстером и ассистентом дирижёра. А затем я подумал, что эту профессию я освоил, а надо мне продолжать учиться.

Однако прежде, чем приступить к серьёзному обучению, как дирижёр, Фабио решил достойно завершить своё фортепианное образование. В Женевской консерватории он получил «Diploma de Exceptionnel Virtuositè», а в Лондоне, в Королевской музыкальной академии – высший диплом «Piano Performer», что означает «Концертирующий пианист».

– И ты всё-таки стал дирижёром... Почему?

– Я стажировался в Женевской консерватории у знаменитой итальянской пианистки Марии Типо. Чтобы поступить к ней в класс, надо было пройти огромный конкурс. Я послал документы, и в сентябре 1987 года поступил. Со мной, кстати, поступил русский пианист Валерий Полянский, а всего поступило три человека из 25 – и я в том числе. Первый урок; я только присел к роялю, ещё даже не начал играть, а она вдруг спрашивает: «Скажи пожалуйста, а ты готовить умеешь?» Я замялся от удивления, потом отвечаю – мол, да, конечно! – «Это очень хорошо. Значит, ты сможешь стать хорошим музыкантом!». Затем я начал играть. Она послушала примерно полчаса, а затем вдруг и говорит: «Слушай, а ты не хотел бы стать дирижёром?» Меня уже спрашивали об этом и раньше, когда я работал в театре, и мне приходилось там дирижировать несколькими вещами. Но я не знаю… Она говорит: «Ты понимаешь, я вижу, что ты хочешь добиться от рояля такого звучания, на которое он не способен. Тебе просто нужен другой инструмент, и этот инструмент называется оркестр. Так что если появится у тебя такое желание, ты мне скажи – я знаю, к кому тебя направить». И с тех пор она стала приглашать меня на свои концерты – в Неаполе с оркестром театра «Сан-Карло» она играла Второй концерт Шопена; дирижировал Донато Рендзетти, больше известный, как оперный дирижёр. Он преподавал в академии города Пескара. Он сказал: приходи, и посмотрим. А мой опыт дирижирования был практически нулевой: только в театре, да и то, в основном, за кулисами. Очень волнуясь, я приехал и предстал перед маэстро. Он сказал: «Ну-ка, подвигай головой туда-сюда». Я покрутил головой. «Отлично! Ты можешь быть дирижёром».

– А почему именно головой?

– Я этого до сих пор не знаю! Но экзамен прошёл быстро и удачно. Маэстро мне сказал, что первый год я буду заниматься с его ассистентом, Джильберто Серенбе – это совсем малоизвестный дирижёр, но он оказался потрясающим педагогом! Мне стало так интересно с ним заниматься, что в результате я проучился у него три года. Он обладает совершенно фантастическими логикой и эстетикой дирижёрского ремесла.

Ещё мне очень повезло, что я встретился с Бернстайном – это произошло в 1989 году, за полтора года до его смерти, на его мастер-классах в академии «Санта-Чечилия». Затем он пригласил меня в Нью-Йорк. Невероятной особенностью Бернстайна было то, что если ты находился с ним в одном здании и слышал, как он исполняет или репетирует что-нибудь, то ты думал: «Какой же я раньше был дурак! Только так это и можно играть!». Когда он дирижировал, ты понимал, что только так и можно – и только так и надо! Удивительная была личность и дирижёрская харизма – будто он сам написал эту музыку.

– Но многие дирижёры и музыканты годами и десятилетиями работают в разных странах по разные стороны океана. Почему же ты решил связать с Россией не только творческую судьбу, но и стать российским гражданином?

– Не знаю... Я действительно, жил и работал в разных странах; в Канаде прожил десять лет. Но вот как только оказался в Петербурге, сразу понял: это моё. Как будто домой приехал! Конечно, у России и Италии много общего: огромная история, мало порядка, – смеётся Фабио. – Но в России ты вдобавок чувствуешь сам ход истории. Здесь необыкновенная публика – и в столицах, и на периферии. Многие говорили мне, что я сумасшедший: мол, зачем тебе российское гражданство. Но именно здесь я – дома! Наверное, это судьба.

Беседовал Кирилл Веселаго, «Фонтанка.ру»

Досье «Фонтанки»:

Фабио Мастранджело – лауреат международных конкурсов молодых дирижёров «Марио Гузелла 1993», «Марио Гузелла 1995» (Пескара, Италия), и «Донателла Флик 2000» (Лондон, Англия).

В 1997 году маэстро возглавил Симфонический Оркестр провинции Бари. В течение двух сезонов (2005-2007) был музыкальным руководителем Оркестра «Societ? dei Concerti» (Бари), с которым дважды гастролировал в Японии. В последующие годы Мастранджело сотрудничал с оркестрами Канады, Германии, Венгрии, Финляндии, Румынии, Эстонии, Латвии, Армении, Украины.

Успешно сложилась и карьера Мастранджело-пианиста. Он продолжает активно концертировать, выступает во многих городах Италии, Канады, США, и России. С 2001 по 2006 годы руководил международным фестивалем «Звезды Шато де Шайи» во Франции. Сотрудничает со студией звукозаписи Naxos.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях