Федеральный закон, который наведет порядок в сфере автокредитования, ждут в Петербурге. Если он будет принят в первоначальной редакции, сотрудники межрайонных отделений ГИБДД при снятии автомобилей с учета будут обязаны проверять их на предмет залога. Петербургским МРЭО такая практика будет не в новинку: еще пару месяцев назад в городе сведения о кредитных машинах, снимаемых с учета, милиция передавала банкирам, якобы, за вознаграждение.
Как выяснил “Водитель Петербурга”, долгое время банки и ГИБДД в Петербурге и Ленобласти работали на условиях некоей договоренности. МРЭО сообщали банкирам о недобросовестных автовладельцах, спекулирующих кредитными машинами. В ответ, якобы, и банки не обходили своим вниманием сотрудников милиции.
Работа прекратилась после очередной проверки деятельности Управления ГИБДД по Петербургу и Ленобласти центром. По словам Владимира Джиковича - президента Ассоциации банков, обмен информацией стал невозможен после вступления в силу нового административного регламента. Документ определял порядок проведения регистрационных сделок органами Госавтоинспекции, в который не была включена возможность проверки на предмет кредитного залога автомобиля. В России до сих пор нет закона, который бы обязывал госорганы при оформлении сделок купли-продажи проверять автомобили кредиторов. Нет и законного разрешения для ГИБДД на создание и использование баз данных по таким машинам.
Однако в Петербурге, как выяснилось, база данных автокредиторов была создана и успешно действовала. Факт существования ее и использовании подтвердил “Водителю” Владимир Джикович. По его словам, схема взаимодействия между ГИБДД и банками работала три года. За это время образовался большой электронный каталог кредитных средств передвижения. “Было соглашение с ГИБДД, по которому ведомство сообщало в Ассоциацию о попытках снять с учета тот или иной заложенный в банке автомобиль, - рассказал Джикович. - ГИБДД осуществляло эту работу безвозмездно и не отказывало владельцу автомобиля в снятии с учета, но сотрудники ГИБДД сообщали нам о факте обращения владельца”.
По словам президента Ассоциации, работала договоренность крайне успешно. “Процент мошенничества в этой сфере снизился в разы. Мы регистрировали только единичные случаи не санкционированных банком выводов из-под залога автомобилей”, - заявил он.
В ряде городских банков также подтверждают, что система действовала достаточно успешно вплоть до осени прошлого года. До тех пор, пока на отношениях банков и ГИБДД не сказался кризис. Финансовые институты стали резко сокращать объемы автокредитов, между сторонами возникло недопонимание. Прийти к "общему знаменателю" банки и ГИБДД не смогли и решили расторгнуть негласное соглашение.
Кстати, по данным источников “Водителя Петербурга”, это соглашение было оформлено вполне официально, так сказать, на гербовой бумаге. Правда, в документе не было прописано вознаграждение за дополнительные обязанности для сотрудников МРЭО. Но если банки получали информацию, то возникает вопрос: что имели информаторы в качестве вознаграждения?
Среди представителей банковского сообщества ходят слухи, что вознаграждение предусматривалось. А механизм работал следующим образом: кредитные учреждения предоставляли информационную базу обо всех заложенных средствах передвижения. Сотрудники городских МРЭО, в свою очередь, заглядывали в эту базу – не значится ли в ней номер автомобиля, который владелец хочет снять с учета и продать. По словам источника в одном из крупных городских банков, делали это сотрудники органов не безвозмездно. За каждую новую машину, поступающую в базу, банкиры, якобы, платили около 500 рублей. На первый взгляд, небольшие деньги, но только если не учитывать объемы автокредитования (до кризиса каждый месяц только в Петербурге банки подписывали тысячи новых кредитных договоров). Можно произвести подсчет: в год сотрудники ГИБДД могли получать десятки миллионов рублей за проверку автомобилей на залог.
Вклад каждой кредитной организации в “общий котел”, если верить слухам, был прямо пропорционален количеству выданных автокредитов. В банках эти средства могли проводить “в рамках работы по предотвращению несанкционированных продаж залоговых автомобилей”.
Официально точку в работе этой системы поставило распоряжение для сотрудников МРЭО. Как ранее сообщалось, с апреля городские межрайнонные отделения перестали отказывать в снятии с учета владельцам заложенных автомобилей. Как рассказал осведемленный источник в одном из МРЭО Петербурга, раньше сотрудники, действительно, проверяли автомобили по электронной базе. Но приказ, полученный от руководства ГИБДД, отменил эту практику со ссылкой на отсутствие закона, по которому работники МРЭО могут осуществлять такого рода проверку.
“Теперь мы ждем выхода федерального закона, который раз и навсегда наведет порядок в сфере автокредитования, - рассказывает президент Ассоциации банков. - Проект Федерального закона “Об учете залогов автотранспортных средств” уже готов, но когда он будет рассмотрен Государственной Думой, пока сказать сложно”.
Законопроект предполагает три существенных новшества. Во-первых, учет залога автомобиля будет осуществляться госавтоинспекцией по месту регистрации. Предполагется, что этот учет будет вестись в электронном виде (по сути, эта мера легализует существующую уже банковскую базу). Во-вторых, по проекту предполагается внесение отметок о факте залога в свидетельство о регистрации и ПТС. И, наконец, в-третьих, оплачиваться этот контроль будет совершенно официально – за счет собственника ТС (размеры госпошлин на услуги внесения учетной записи, выдаче связанных с этим справок, будут определены Думой).
По словам партнера юридической компании «Pen&Paper» Виктора Гутова, банки ранее уже обращались в Высший арбитражный суд в ожидании поддержки и поиске законодательной инициативы по введению нормы, которая позволяла бы госорганам регистрировать залог автомобилей. “Позиция ВАС выразилась в отрицании необходимости таких законадательных изменений, - рассказал юрист. - Судя по всему, суд правильно рассудил, что у банков и без того достаточно иных предусмотренных законом возможностей для защиты своих прав, как залогодателя. Я бы отметил, что в данном случае куда как больше страдает неизвещенный о залоге покупатель автомобиля, на которого переходят обязанности залогодателя перед банком”.
В Управлении ГИБДД по Петербургу и Ленобласти, комментировать ситуацию вокруг городских МРЭО не стали. На запрос, направленный на имя начальника управления Сергея Бугрова, отдел пропаганды попросил наше издание предоставить в письменном виде информацию, имеющуюся в редакции, чтобы подготовить компетентный ответ.