Наш город, как известно, понизили в должности. Перевели из «стабильных», то бишь наилучших регионов - в самые обычные «удовлетворительные». «Вовсе вы не величайший, а просто выдающийся… И не по заслугам именуетесь почетным святым. Вы - простой аскет!» Таков примерный смысл ежемесячного рейтинга, сочиненного профильным министерством. Поверим или будем спорить?
Если будем спорить, то с кем? С Минрегионом, который переместил Петербург из верхней группы (13 самых отборных) во вторую (29 просто неплохих)? А зачем с ним спорить? Пусть спорит городское начальство, если захочет. У него в Москве могут быть проблемы из-за ухудшения бумажной отчетности. Нам с вами хватает других проблем, и нам достаточно просто понять – всерьез это брать или не всерьез? Неужели город в самом деле так низко пал?
На первый взгляд, этот их рейтинг – вообще чушь. Тринадцать самых лучших - это: Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Бурятия, Тыва и еще несколько очень бедных автономий. И сверх того – Краснодарский край, действительно процветающий.
Хитрость тут простая. Минрегион делит все федеральные субъекты на четыре группы – от «стабильных» до «наихудших» - по величине так называемого сводного индекса, который сам же и вычисляет. Этот индекс – усреднение нескольких других индексов. Например, спада\роста в промышленности, в строительстве, в потреблении электроэнергии, в розничной торговле, в занятости и прочем. И в самом деле, Петербург по большинству этих параметров в последнее время резко съехал вниз.
Но главное в минрегионовском сводном индексе как раз не это, а состояние местных бюджетов – сильно ли упали доходы? Попросту говоря: понадобятся ли данному региону дополнительные дотации из центра или пока обойдется? Если не понадобятся, то регион – молодец. Ставим пять. А если дело идет к тому, что надо будет искать для него деньги, то самое время понизить ему рейтинг. Спросите: а разве Ингушетия, к примеру, не получает дотацию? Почему она тогда на хорошем счету? А вот именно потому, что, кроме дотации, у нее почти никаких доходов не было и нет. Ни сейчас, ни раньше. Значит, и терять нечего по случаю кризиса. Обычные дотации как шли, так и теперь идут туда бесперебойно, а в дополнительных нет никакой нужды.
Ведь для федерального центра главное – сохранить в регионах стабильность. Не зря же именно этим словом и обозначена высшая их группа. По причине отсутствия там экономики, в автономиях действительно все стабильно. В хозяйственном смысле, конечно. Не в остальных.
Однако вернемся к нашим столицам. Прямых дотаций в местные наши бюджеты мы не получаем. Федеральные деньги к нам, конечно, приходят, но другими каналами. Вчера больше, сегодня – меньше. Это регулируется вручную. А вот напрямую дотировать наши бюджеты федеральному центру не хочется буквально до слез. Но приближение этого момента он по каким-то признакам уже начинает смутно ощущать. И грозит пальцем.
В феврале московский городской бюджет получил налоговых доходов почти вдвое меньше, чем год назад. И Москва по этому случаю переведена не на одну ступеньку вниз, как мы, а сразу на две – из «стабильных» в «неудовлетворительные».
В Петербурге бюджетные доходы упали не так резко, но тоже, конечно, здорово снизились. К тому же, Минрегион по долгу службы все-таки печется и об остальных наших бытовых проблемах. В своем, как он называет собственную текстовую продукцию, «мониторинге» он огорчен также и февральским спадом в петербургских строительных работах, хотя одновременно и немного утешен некоторым ростом потребления электроэнергии. По совокупности мы наказаны меньше Москвы – снятием только одной звездочки с погон.
После долгого чтения длинных казенных бумаг почему-то хочется отвлечься и посмотреть, как там реальная жизнь. Вообразите, например, что в петербургских домах поставлены стандартные европейские системы автоматического выключения ламп в подъездах, и потребление электричества в городе падает. Разумно? Да. Что сделает Минрегион? Понизит нам рейтинг.
Или наоборот. Допустим, наши метростроители «сдадут в эксплуатацию» недостроенные подземные тупики не у одной линии метро, как сейчас, а у всех линий разом и усложнят жизнь пассажирам не на одном пересадочном узле, а уже в масштабах всего города. Что нам за это будет (кроме массы бытовых неприятностей)? Совершенно верно. Повышение городского рейтинга «за увеличение физического объема работ, выполненных по виду деятельности “Строительство”».
Бюрократическая логика, как ей и положено, противоречит логике житейской. Однако взглянем на эти казенные рейтинги еще разок. Как минимум одна порция полезной информации в них есть. В верхней группе, как вы помните, был и остался Краснодарский край.
Буквально все его индексы, все его показатели, и казенные, и реальные, просто на диво хороши. Он продолжает процветать, как будто на дворе старый добрый 2008-й. О чем он нам сигнализирует? Да. О том, что главная любовь федеральной власти - это сегодня уже не старая родина начальствующих лиц, а будущая родина Олимпиады-2014. Именно туда бесперебойно льются инвестиции, дотации, знаки высочайшего внимания и все прочее, что делает жизнь богаче. Не для всех, разумеется, богаче, но мы ведь сейчас не об этом.
А только о том, что вылезать из спада Петербургу предстоит больше своими силами, чем силами федеральных покровителей. С одной стороны, конечно, большая потеря. Из почетных святых да в простые аскеты. А с другой - как сказать. Пора ведь и самим справляться с собственными проблемами.
Сергей Шелин