Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Окольцованные автомобили

Окольцованные автомобили

176

В России может быть введена система обязательной маркировки автомобилей. Авторы законопроекта, внесенного в Госдуму на этой неделе, уверены, что такие меры предупредят угоны и помогут найти даже разобранные автомобили. Но, скорее всего, обязательная маркировка лишь увеличит затраты автовладельцев.

Первоначально защитный знак (маркировка) будет наноситься в добровольном порядке по инициативе владельца, а также производителями и импортерами автомобилей. Но с 2012 года, согласно представленному депутатом Сергеем Шишкаревым законопроекту, предполагается запретить эксплуатацию транспортных средств, не маркированных обязательным защитным кодом.

Всеобщая перепись

Как именно будет маркироваться автомобиль, законопроект не указывает – на некую деталь по специальной технологии должен наноситься некий защитный код (уникальная последовательность символов). От маркировки освобождается, в частности, военный транспорт (видимо, армейские УАЗы и «Уралы» никто не ворует).

Маркировать автомобили и, соответственно, оплачивать услуги технических центров должны производители и импортеры. Если же автомобиль уже продан, то в течение переходного периода «закодироваться» должен сам владелец. В противном случае после 1 января 2012 года его могут оштрафовать на тысячу рублей. И налагать такие штрафы будут до тех пор, пока соответствующий знак не появится на автомобиле.

Наносить код вправе будут некие сертифицированные коммерческие службы. Они же будут выдавать свидетельство о маркировке (специальный сертификат на защищенном бланке), а также в десятидневный срок передавать сведения в специальный реестр.

Этот единый реестр – главная цель Сергея Шишкарева. «По данным МВД России, преступники изменяют ныне применяемые идентификационные маркировочные обозначения автомобилей и изготавливают поддельные ПТС, идентичные ПТС автомобилей, поставленных на учет на законных основаниях. При этом отмечается высокий уровень подделки. «Двойники», как правило, ставятся на учет в различных регионах спустя 3-6 месяцев после кражи и регистрации легального транспортного средства. В схеме легализации используется похищенный, незаконно ввезенный на территорию России автотранспорт, а также автомобили, регистрация которых аннулирована в установленном порядке. Данный вид преступлений носит организационный, межрегиональный и международный характер, их раскрытие требует объединения усилий служб криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия и дознания», – считает Сергей Шишкарев.

Средства или цель


Автор законопроекта уверен, что эти меры более чем в два раза снизят количество хищений и угонов, а возможность идентификации найденных транспортных средств может возрасти до 90 процентов. Кроме того, за счет исчезновения организаций, осуществляющих реализацию автомобилей с использованием противоправных и/или незаконных схем, продажи официальных автодилеров должны увеличиться в два раза! Криминальные схемы, по сведениям депутата, в настоящее время составляет около 25 процентов авторынка.

Идеи благородные, только для их реализации вовсе не нужно заставлять всех автовладельцев наносить какие-то знаки. К тому же, новая система может привести к новому витку криминализации рынка. Ведь лицензирование технических центров законопроектом не предусматривается – получить право наносить коды сможет любое ООО, имеющее необходимое оборудование.

Абсурдным считает законопроект и президент автоклуба «А24» Денис Шубин: «Фактически маркировка – дополнительная противоугонная система. На западе ее применяют некоторые страховые компании, но у нас никто из страховщиков такой идеей пока не заинтересовался. По крайней мере, я не знаю компаний, которые бы требовали этого от клиентов в качестве условия применения каких-либо тарифов».

Эксперты автомобильного рынка также относятся к законопроекту с большой долей скепсиса. По мнению Александра Холодова, руководителя комитета по защите прав автомобилистов, это наверняка не более чем пиар-акция, инициированная маркировщиками, лоббирующими свои интересы в Госдуме: «Закон этот шансов на жизнь не имеет, ведь маркировка автомобиля не дешевое удовольствие. А если ее сделают обязательной, то будет революция, – говорит Холодов. – Но, скорее всего, целью внесения законопроекта в Госдуму была не его реализация, а общественный резонанс. Принять-то его не примут, но о маркировке заговорят все СМИ, и, возможно, кто-то из автомобилистов действительно захочет ее сделать».

Сергей Краснов, специалист в области страхового права, тоже считает идею обязательной маркировки нереалистичной. «Присвоение каждому транспортному средству индивидуального кода требует создания единой для всей России базы данных. Практика показывает, что такие базы для огромной страны сделать совсем не просто. Так что идея с маркировкой не выдержит столкновения с российской реальностью», – комментирует юрист.

Не совсем ясно, как милиция будет выявлять немаркированные автомобили. Проверять свидетельства у каждого водителя, как сейчас требует предъявить полис ОСАГО? И сверять указанный в нем код с тем, что нанесен на автомобиль (вряд ли маркировка будет располагаться на капоте)? Чем предложенная технология нанесения неких кодов отличается от действующей системы идентификации двигателей и кузовов, почему жулики не смогут подделать новые знаки? Причем в настоящее время наносить номера могут только производители, а предлагаемые Сергеем Шишкаревым средства нанесения кодов будет доступны десяткам и сотням сомнительных компаний.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях