Банки нашли новый способ зарабатывать на кризисе и активизации населения по обмену валюты. Многие даже слегка помятые или надорванные банкноты долларов и евро стали признаваться ветхими, и банк предлагает отдать их ему за N-процентов от номинала. Корреспондент "Фонтанки" искал законные пути воздействия на кассиров.
Единые стандарты замены поврежденных и ветхих денежных знаков устанавливаются банком-эмитентом, то есть Федеральной резервной системой США (ФРС, отвечает за доллары), Европейским центральным банком (евро) и других. Но в России каждый банк, имеющий обменный пункт, вправе сам решать, какие банкноты считать «плохими» и как их принимать. Получив слегка мятую долларовую купюру, например, в Сбербанке, можно столкнуться с ситуацией, что в соседнем «обменнике» она стоит уже только 90 центов.
Деньги светятся и не светятся
Менять валюту я не собирался – в банк «Санкт-Петербург» пришел открывать вклад. Около получаса простоял в очереди к операционисту, еще полчаса – в кассу, так как колба с моими документами потерялась в хитросплетениях банковского трубопровода пневпочты. Когда пластиковый цилиндр нашелся, меня пригласили в кассу. До закрытия банка оставалось 10 минут.
Кассир Ирина Мешко аккуратно разложила на столе связку банкнот номиналом в 50 евро. Одна купюра ей не понравилась – якобы плохо (или, наоборот, хорошо) светится в ультрафиолете. «Она не настоящая? Вы подозреваете, что она фальшивая?» – не выдержал я. «Нет, она подлинная, – призналась кассир. – Но мы считаем ее ветхой и можем принять только за 10 процентов стоимости».
Составить акт и зафиксировать факт отказа принять банкноту по номиналу Ирина Мешко отказалась. То, что получил я ее в обменном пункте Сбербанка, кассира не интересовало, разговор, разумеется, перешел на повышенные тона. Через пару минут в кабинку ворвался охранник с дубинкой наизготове: «Мне сообщили, что тут клиент хулиганит». Не знаю, чем бы закончилось дело, если бы в этот момент я по мобильнику уже не разговаривал с советником управляющего, – деньги у кассира, я якобы хулиганю – в кутузку, и доказывай потом, что хочешь.
После ухода охранника Ирина Мешко пояснила, что у банка свои критерии признания купюр ветхими. Например, надрывы, пусть даже на миллиметр. Мои 50 евро «возможно, были залиты химическим веществом», а потому стоят уже всего 45 евро. Составить акт для исследования банкноты в установленном порядке кассир вновь отказалась. В банке так и не объяснили, где в моем договоре вклада указаны условия приема валюты, а также тарифы на работу с рваными, мятыми, кривыми, косыми купюрами и так далее.
От вклада пришлось отказаться: отдавать банку больше, чем получу потом с процентами, не очень хотелось. На следующий день «подозрительную» купюру без слов приняли в «Балтинвестбанке». В их офисе также есть критерии оценки банкнот, но более четкие. Например, надрывы не должны превышать четверти ширины купюры.
Не бывает денег странных
Как пояснил президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович, критерии приема поврежденных денежных знаков иностранных государств вправе устанавливать сами банки, но они должны быть разработаны на основе соответствующих требований банков-эмитентов (ФРС, Европейский центральный банк и т.д.). «Единых стандартов нет. Мы как общественная организация не вправе и не должны устанавливать такие критерии. Если клиент не согласен с условиями обменного пункта, то могу только порекомендовать ему пойти в другой». Банку «Санкт-Петербург», установившему столь субъективные критерии, как надрыв, Владимир Джикович обещал сделать «внушение».
Западными банками утверждены более чем либеральные условия обмена. Например, доллары и евро подлежат обмену в сумме 100 процентов номинала, если сохранилось в совокупности более половины первоначальной площади банкноты. Аналогичны условия и приема швейцарских франков и многих других валют. То есть можно принести в банк склеенную из десяти кусочков половинку долларовой купюры, и ее должны принять! Кроме того, в инструкции Банка России указано, что обменный пункт обязан бесплатно оказывать услуги по приему банкнот для передачи на экспертизу – составляется специальный акт с указанием реквизитов денежных знаков.
Руководство банка «Санкт-Петербург» считает действия кассира единственно правильными, так как они соответствовали внутренним инструкциям этой кредитной организации. «Банк не обязан бесплатно принимать денежные знаки иностранных государств на инкассо – обязательной и бесплатной является операция по приему банкнот на экспертизу, но это касается только денежных знаков, вызывающих сомнение в их подлинности. А в описанной ситуации купюра была подлинная», - говорят в банке.
Не намерены принимать иностранные денежные знаки на экспертизу и в ОАО «Балтинвестбанк». «Поврежденные банкноты, принятые от клиентов, уполномоченный банк направляет в иностранный банк, принимающий на инкассо наличную иностранную валюту, или уполномоченный банк (филиал), привлекаемый для направления указанных поврежденных банкнот на инкассо, – рассказывает начальник управления эмиссионно-кассовых операций Яна Майорова. – В нашем банке операции по приему поврежденных денежных знаков иностранных государств не осуществляются, т.к. у нас нет договора с банками эмитентами по приему поврежденных или ветхих банкнот».
В другой кредитной организации журналисту «Фонтанки» разъяснили технологию работы с «плохими» купюрами: «Каждый банк сам определяет, насколько ему выгодно принимать в обмен «не идеальные» купюры, и сам устанавливает курс обмена порченой валюты. Реализовать эти деньги он может только в Европе или США, а значит, он должен самостоятельно вывозить их за рубеж и, соответственно, оплачивать эту операцию. Либо передавать купюры банкам, специализирующимся на подобных операциях, имеющим свой канал сбыта, пути и средства вывоза ветхой валюты (и снова тратиться). Отсюда и курс и правила определения ветхости». С одной стороны, банки можно понять. С другой, почему не установить единые требования к валюте? Зачем руководству банка «Санкт-Петербург» понадобилось указывать столь коррупционноемкий критерий, как надрывы?
С рублями все намного проще – они или принимаются по номиналу, или признаются сомнительными. В последнем случае кредитная организация обязана направить подозрительную купюру в Банк России на экспертизу, выдав клиенту соответствующий акт.
Антон Одынец,
«Фонтанка.ру»