Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Константин Бронзит: Мультипликация сегодня — это долгострой

Константин Бронзит: Мультипликация сегодня — это долгострой

574
http://www.photosight.ru/photos/257585/

Питерский аниматор Константин Бронзит одинаково успешно работает в массовой мультипликации (полнометражные фильмы «Карлик Нос» и «Алеша Попович и Тугарин Змей») и в то же время создает трех-, пяти- и десятиминутные авторские произведения. Получает призы на международных фестивалях. А теперь вот на «Оскара» замахнулся – его фильм "Lavatory - Lovestory" ("Уборная история - Любовная история") номинирован в категории «лучший короткометражный анимационный фильм». Корреспондент «Фонтанки» встретился с оскаровским номинантом.

- Константин, вы лично-то будете присутствовать на церемонии награждения «Оскара»?

- Только что получил приглашение и сейчас занимаюсь оформлением документов.

- И смокинг купили?

- Смокинг у меня уже есть – сохранился со времени церемонии награждения французской премии «Сезар». До сих пор в него прекрасно влезаю.

- Оскаровский лауреат аниматор Александр Петров делился с вами опытом присутствия на церемонии?

- Его жена поделилась. Сказала, что одежду для церемонии лучше везти с собой, не рассчитывая на американские прокатные конторы или магазины. Сам Петров рассказал смешную историю: после того, как объявили, что меня включили в число номинантов, ему в Ярославль стали звонить и поздравлять с номинацией. Решили: раз это «Оскар», мультфильм и любовная история, то номинант непременно Петров.

- А сколько «Оскаров» должны получить отечественные мультипликаторы, чтобы в анимацию начали вкладывать деньги?

-«Оскар» в жизни мультипликатора ничего не меняет. И сколько бы их ни было, ситуация с мультипликацией не изменится. Мне кажется, эти вещи не связаны. Более того, может возникнуть обратный эффект: раз мультипликаторы получают «Оскаров», значит, у них все нормально. Мол, надо поддерживать тех, кто пока не дотягивается до «Оскара»…

- А мне кажется, что у нас власти активизируются, когда в какой-то области появляются достижения – за олимпийские медали дают квартиры, строят стадионы…

- Давайте вместе на это надеяться (смеется). Насколько я знаю, Александру Петрову, после того как он получил «Оскара», дали мастерскую, помогли оборудовать, освободили от арендной платы. Вот для него от «Оскара» получилась конкретная и очень важная отдача. Было бы неприятно, если бы поступили по-советски: встретили с оркестром, а дальше живи и работай, как знаешь…

- А вам от «Оскара» какую отдачу хотелось бы получить? Вам нужна мастерская?

- Мне лично нет. Я вот даже задумался, что мне нужно…

- Константин, почему в России так мало полнометражных мультиков? Ведь и в советские времена было мало…

- В советские времена отрасль мультипликации зависела от государства, а оно считало мультипликацию чем-то сугубо детским. Поэтому и студии были настроены на короткометражки, которые крутили на ТВ.

- Тем не менее привычка смотреть полный мультипликационный метр у наших зрителей выработалась быстро: в прошлом году абсолютным лидером российского проката стал «Мадагаскар-2», собравший больше миллиарда рублей… Почему же отечественные производители делают мало полнометражных мультфильмов?

- У нашего зрителя нет привычки смотреть свое. Кроме того, наша коммерческая мультипликация по качеству не дотягивает до западных образцов. Те, кто мог бы вкладывать в мультипликацию деньги, не спешат это делать. Несмотря на то, что тот же «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» в прокате был очень успешен, мультипликация сегодня - это долгострой. А привычки вкладывать деньги в долгострой у нас нет. Все хотят заработать побыстрей, в игровом кино это сделать проще – игровой фильм снимается в среднем полгода, а анимационное кино – два года. А то и больше. И по деньгам выходит иногда дороже, потому что работает целая студия. Мультипликация - это риск. Чтобы спонсоры и инвесторы начали вкладывать в мультипликацию деньги, должно появиться кряду двадцать успешных в коммерческом смысле картин…

- Что вам самому из полнометражной западной анимации нравится? Вот «Шрек» на днях назвали мультиком века...

- «Шрек» не в моем топе. Ни визуально, ни идеологически – смешение сказок, которое я помню по первому фильму, немного вульгарный, черный юмор. Первый фильм я посмотрел без восторга, а второй и третий даже не видел. Создатели хотят сделать смешно, но мне не до смеха. Вот «Кунг-Фу Панда» - это да! Для меня это шедевр – я смеялся как ребенок. Точно и невероятно трогательно. «Мадагаскар» мне понравился гораздо меньше. Это набор гэгов. Ощущение, которое осталось от этой картины: ребята «рубят капусту» и особенно не парятся с построением структуры. А вот «ВАЛЛ–И» оставил ощущение авторского кино. Я удивлен американцами. Это для них очень смелое решение – сделать такое кино. Американскому зрителю все надо разжевывать. Я представляю американского карапуза, который пришел с папой на фильм «ВАЛЛ–И»: «Папа, а почему они не говорят?». Что может ответить американский папа? «Не знаю сынок. Сейчас, наверное, заговорят». «Вольт» мне понравился гораздо меньше.

- Многие отечественные аниматоры нынче работают за границей. У вас тоже был опыт работы за границей, во Франции, на студии «Фолимаж». Не хотели там остаться?

- У меня с самого начала не было такой установки. Я сейчас банальную вещь скажу – где родился, там и пригодился. Пока со мной так и происходит. Более того, пожив во Франции, я убедился в том, что не хочу там оставаться. В то время с мультипликацией там было не здорово. Правда, у нас было еще хуже, но, несмотря на это, у меня было внутреннее ощущение, что дома я всегда найду деньги на свои проекты. А если я останусь там, то превращусь в винтик большого механизма. Делать свое кино мне там никто не даст.

- Значит лучше рисовать мультфильмы в России?

- Во Франции обстановка комфортная, спокойная. К тому же мне повезло – я попал в такой момент, когда у студии был простой. На студии почти никого не было, мне выделили место, дали все что нужно, и я стал спокойно работать. Но, знаете, то, как человеку работается в непривычной компании или обстановке, зависит от метода его работы. У меня ведь какой метод? Если работаю над своим фильмом, для меня мир выключается. Я четко вижу перед собой задачу и пути ее выполнения. И мне не важно, где буду это делать – в Китае, Франции, Голливуде или Петербурге. Важно, чтобы мне не мешали и, по возможности, помогали.

- Давайте вернемся к нашему кино. Почему полнометражная мультипликация у нас так часто использует патриотическую тему, рассказывает, как былинные богатыри боролись с врагами земли русской?

- Я не знаю точного ответа, но подозреваю, что это просто совпадение. Установки найти такой материал ни у кого нет. Более того – ни «Добрыни Никитича и Змея Горыныча», ни «Ильи Муромца и Соловья-Разбойника» могло бы не быть, если бы «Алеша Попович и Тугарин Змей» не был столь успешным фильмом в коммерческом отношении. Этот фильм себя не окупил, но все равно принес серьезные суммы. Было ощущение, что наши зрители соскучились по такому материалу, что захотелось им чего-то родного. Мы с нашими фильмами, видимо, просто угадали тему. Но это не значит, что нужно доить эту корову бесконечно.

- Вы видели фильмы других претендентов на «Оскар»?

-Все, кроме «Дом из маленьких кубиков» японца Кунио Като. Хотя знаю сюжет – это очень сентиментальная истории про старика, который вспоминает про свою жизнь, разыскивая в своем доме потерянную трубку. Говорят, там очень красивая картинка. И я знаю, что этот фильм вторичен – сделан в стиле «Монах и рыбки» Дюдока де Вита, который тоже номинировался в свое время на «Оскара». При этом фильм Кунио Като всем очень нравится и получает призы на разных фестивалях. Мое чутье мне подсказывает, что это мой главный конкурент. Но мне очень приятно, что интрига сохраняется до конца, и «Оскара» может получить любой.

- А как отбирает игровые фильмы российский оскаровский комитет? В последнее время наших быстро отсекают…

- Я не знаю, что это такое, кто это придумал, и зачем. Я работаю в анимации и не знаю правил игры в игровом кино. Возможно, там существуют жесткие нормы – фильм может попасть на «Оскара» только через национальный комитет. В мультипликации, если открыть сайт oscar.com, прочтете, что любой человек может заполнить форму и послать свой фильм в оскаровскую академию. Это правило одинаково для всего короткого метра – короткометражного игрового, документального и мультипликационного кино. Демократично невероятно. Не надо никого ждать, никакого дядю или страну. Конечно, есть ограничения, но вполне разумные – вы должны получить самый главный приз на каком-либо международном фестивале, который квалифицируется академией «Оскар». Список этих фестивалей приводится на сайте.

- «Ника» и «Золотой орел» входят в этот список?

- Нет, ни «Ника», ни «Орел» не квалифицируются оскаровской академией. В этом есть некоторая драматичность – слишком поздно я узнал об этом правиле. Ведь мои последние четыре фильма попадают под требования академии. В этом проявляется тотальная необразованность наших кинематографистов: мы умеем делать кино, но не знаем, что с ним делать дальше. Я давно мог быть на «Оскаре»…

Елена Некрасова,
«Фонтанка. ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях