Компании «Совэкс», осуществляющей заправку самолетов в петербургском аэропорту «Пулково», выдано предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.
Его руководитель Олег Коломийченко надеется, что в перспективе в нашем городе на рынке заправки самолетов появится конкуренция по примеру аэропортов западных стран.
Исторически авиатопливо в «Пулково» поступало по продуктопроводу прямо с Киришского нефтеперерабатывающего завода (КИНЭКС), сообщает корреспондент «Фонтанки».
«В 2007 году в петербургском аэропорту появился новый собственник топливозаправочного комплекса, который закрыл этот трубопровод, – рассказывает Олег Коломийченко. – Авиакеросин стали завозить из дальних регионов, даже из Сибири (в частности, из Томска), что существенно повысило стоимость заправки. А это, соответственно, отразилось на цене авиабилетов».
По словам руководителя УФАС, дело против ООО «Совэкс» было возбуждено по инициативе самого управления. Хотя этой «инициативе» предшествовало заявление вице-премьера Сергея Иванова, призвавшего навести порядок на рынке авиатоплива.
В настоящее время недобросовестной топливозаправочной компании выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Кроме того, 16 января транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту нарушения «Совэкс» антимонопольного законодательства.
Олег Коломийченко рассказал о сложной ситуации на рынке заправки самолетов в России. Чаще всего топливозаправочный комплекс принадлежит какому-либо «винку» (вертикально-интегрированной компании, например, «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и пр.) и, соответственно, поставляет топливо только этой нефтяной компании. Или же заправочный комплекс является дочерней структурой аэропорта, который сама заключает контракты на покупку авиакеросина, диктует условия и «снимает сливки» с этого бизнеса.
При этом заправка самолетов относится к сфере деятельности естественных монополий, так как невозможно проложить множество параллельных трубопроводов к каждому перрону (стоянке самолета).
Глава УФАС намерен ввести в Санкт-Петербурге механизм, который функционирует за рубежом: «Каждая авиакомпания может заключить долгосрочный договор с любым поставщиков топлива, а заправочный комплекс, кем бы он не управлялся, принимает это топливо на хранение и осуществляет заправку самолетов. Так работают во всех ведущих аэропортах западной Европы», – рассказывает Олег Коломийченко.
Ситуация в Санкт-Петербурге не столь тяжелая, как в других аэропортах России. Так, по данным исследований, проведенных в ноябре 2008 года авиакомпанией «Сибирь» (S7), исключая Москву в «Пулково» авиакеросин отпускался по самой низкой в нашей стране цене – 26,8 тысячи рублей за тонну. Хотя в крупнейших аэропортах мира топливо стоило тогда не более 950 долларов за тонну (около 23 тысяч рублей), а средняя цена – чуть более 700 долларов.
Напомним, что завышение цен на заправку самолетов ГТК «Россия» в домашнем для нее аэропорту «Пулково» стало причиной возникновения у этой авиакомпании многомиллиардной задолженности перед ООО «Совэкс». Для разрешения ситуации потребовалось личное вмешательство губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко и министра транспорта Игоря Левитина.