Результаты экспертизы возможного воздействия антигололедных реагентов на агрегаты Южной подстанции еще не оглашены, но ответственные лица уже заявляют, что препарат «Нордвэй» будут продолжать использовать на КАД. В руках журналистов оказались выводы экспертов, которые не считают, что энергоавария на юге города произошла именно из-за этих веществ. А между тем, реагентам нашли новых жертв. Горожане считают, что из-за них погибли птицы рядом с Юнтоловским заказником: несколько десятков свиристелей там разбились об остановку.
Как пишет АБН, еще до официального оглашения результатов экспертизы влияния препарата «Нордвэй» на изоляторы подстанции «Южная» и окружающую среду в распоряжении редакции оказались протоколы испытаний.
В выводах, сделанных Научно-исследовательским институтом по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения (Протокол испытаний опорных фарфоровых изоляторов типа ИОС-35-1000), указывается, что «электрическая прочность внешней изоляции электрооборудования на ПС «Южная» не обеспечивает надежную работу электроустановок при рабочем напряжении и экстремальных загрязнениях поверхности изоляторов». По мнению экспертов, наиболее вероятной причиной экстремального загрязнения внешней изоляции оборудования на подстанции являются «уносы загрязняющих веществ (поваренная соль и ацетат калия, которыми обрабатывается дорожное покрытие в качестве антиобледенителя) с дорожного полотна, в том числе эстакады КАД, расположенной вблизи ПС «Южная».
В своих выводах эксперты НИИПТ также считают целесообразным рассмотреть возможность загрязнения внешней изоляции от других источников (кроме КАД), в частности от крупных промышленных предприятиях и ТЭЦ, находящихся в радиусе до 20 километров от подстанции. Например, выбросы в атмосферу ПС «Южная», работающей на мазуте, составляют 5000 тонн в год.
Любопытные результаты приведены в «Протоколе №5-д/2009 от 13.01.09 исследования показателей состава и свойства проб», проведенного Центром исследования и контроля воды. Центр измерил и сравнил химические показатели самого реагента «Нордвэй» и верхнего слоя снега на ПС «Южная», а также химический состав смыва с изоляторов подстанции и атмосферных осадков в районе КАД. В частности, содержание железа в реагенте составляет 0,05 мг/куб.дм, в то время как в составе смыва с изоляторов подстанции обнаружено 87 мг/куб.дм железа, то есть почти в 2000 раз больше.
И наконец, согласно данным архива Gismeteo, в день аварии на подстанции 6 января направление ветра было на юго-запад, то есть в сторону от подстанции. Имеющиеся документы позволяют с большой долей вероятности утверждать, что «Нордвэй» не мог стать причиной аварии на подстанции «Южная», пишет АБН.
По итогам рабочего совещания по проблемам изучения последствий аварии на ПС «Южная» под руководством вице-губернатора Александра Полукеева замгендиректора ЗАО РХЗ «Нордикс» Сергей Кутузов сообщил, что на КАД по-прежнему будут использоваться антигололедные средства, позволяющие обезопасить водителей.
«Однако, в связи с тем, что скорость на участке кольцевой вблизи подстанции в настоящее время ограничена, антигололедные средства будут применяться в меньших объемах», – уточнил Кутузов.
«Реагент «Нордвэй» применяется в России уже 10 лет, в водном растворе – на петербургской КАД – в течение последних четырех лет. Препарат подтвержден всеми сертификатами качества, полностью соответствует стандартам России на экологическое воздействие», – сказал Кутузов.
Напомним, использование антигололедных реагентов на КАД было названо предварительной причиной аварии на подстанции «Южная» МЭС Северо-Запада 6 января. На подстанции произошло 11 отключений. Без света остались жители нескольких микрорайонов на юге города. Сейчас на подстанции работает комиссия по выявлению причин технологических нарушений. Предварительные результаты экспертизы будут опубликованы 19 января.
Между тем с веществами, используемыми на дорогах, связывают еще один странный инцидент, на этот раз в Приморском районе города, около Юнтоловского заповедника.
В редакцию телеканала «100 ТВ» позвонили горожане и рассказали, что рядом с автобусной остановкой уже несколько дней люди находят мертвых свиристелей. Птицы гибли прямо на глазах людей: они сидели на деревьях рядом с дорогой, а потом неожиданно одна за другой стали падать на землю.
«У них такая интересная траектория полёта: они сначала поднимаются вверх, потом пикируют. Я наблюдала за стаей, потом слышу - «хлоп». Подошла, а там птичка лежит», - говорит Лидия Громова, жительница дома 51 по Богатырскому проспекту.
Жители решили, что пернатые просто не заметили новых прозрачных остановок, и стали звонить в Роспотребнадзор и в администрацию Приморского района с просьбой разрисовать злосчастные перегородки. Но орнитологи считают, что причина гибели пернатых гораздо более серьёзная, чем невнимательность: птицы прекрасно видят стекло. По мнению специалиста, тридцать свиристелей могли одновременно разбиться об остановку только под воздействием яда.
«У многих птиц кровь вокруг клюва, высунут язык, скорее всего, они отравились плодами рябины, которая растёт рядом с проезжей частью», - говорит старший научный сотрудник Зоологического института Владимир Храбрый.
КАД не откажется от реагентов, несмотря на свиристелей
ПО ТЕМЕ