Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Книжный экстремизм, или Кто за ценой не постоит

Книжный экстремизм, или Кто за ценой не постоит

614
historialis.com

Писатель Леонид Юзефович гордится своим документальным романом «Самодержец пустыни», посвященным судьбе барона Унгерн-Штернберга. На создание романа ушли годы кропотливой архивной работы, так что нетрудно представить реакцию автора на случайно обнаруженный «пиратский» выпуск его произведения - под одной обложкой с национал-патриотическим «коллегой по творческому цеху». По этому поводу Леонид Юзефович написал письмо в редакцию "Фонтанки".

Из всего литературного багажа историка и писателя Леонида Юзефовича широкой публике в первую очередь известен его сценарий к популярному телесериалу Владимира Хотиненко «Гибель империи». Между тем сам Юзефович прежде всего гордится своим документальным романом «Самодержец пустыни», посвященным судьбе барона Унгерн-Штернберга.

В этой книге через мемуары, воспоминания, письма и архивные документы автор пытается раскрыть феномен Унгерна - странной и противоречивой личности, человека, в душе которого, по выражению Юзефовича, «уживались и демоны, и ангелы». На создание романа ушли годы кропотливой архивной работы, так что совсем нетрудно представить себе реакцию автора на случайно обнаруженный «пиратский» выпуск его произведения. Да еще и с сомнительным соседством под одной обложкой с национал-патриотическим «коллегой по творческому цеху». По этому поводу Леонид Юзефович написал письмо в редакцию «Тайного советника».

«Обычно писатель, впервые беря в руки свою только что изданную книжку, испытывает приятное волнение, но на этот раз при виде свежего издания моей старой книги «САМОДЕРЖЕЦ ПУСТЫНИ. Феномен судьбы барона Р. Ф. Унгерн-Штернберга» я испытал совсем другие чувства. Книга попала ко мне совершенно случайно, никто не извещал меня, что собирается ее переиздать, никакого договора я не подписывал и гонорара, естественно, не получал, хотя, например, в Москве, в книжной лавке при музее В. В. Маяковского на Мясницкой, она продается по 196 рублей за штуку. Впрочем, бог с ним, с гонораром! Неприятнее всего для меня было то, что на последней странице после оглавления обнаружилась реклама другой книги - сочинения В. Ю. Попова «ВОЗВРАЩЕНИЕ РУСИ (На пути к Русскому государству)», выпущенного под маркой не известного мне издательства «Наследие предков». Здесь же помещена фотография автора в рубашке, как у штурмовика, с характерной косой челкой на отнюдь не сократовском лбу, усиками под Гитлера и устремленным вдаль многообещающе сощуренным взглядом. Антураж не оставлял сомнений в том, какого рода идеалы исповедует этот малый. Рядом указывался адрес (разумеется, до востребования), по которому желающие могут заказать его труд, рекомендуемый «для всех политически активных русских людей» и несущий в себе «важнейшее качество - искренность». Все это навело меня на мысль, что автор «Возвращения Руси» и пиратский издатель моего «Самодержца пустыни» - одно лицо.

Забравшись в Интернет, я узнал, что указанный Попов Владимир Юрьевич является «верховным правителем» некоей «Русской республики». Это бы еще куда ни шло, такого рода маргиналами у нас никого не удивишь, но, как выяснилось, именно «прокуратура» этой балаганной «республики» приговорила к смерти известного ученого-этнографа и антифашиста Николая Гиренко, убитого в 2004 году в Санкт-Петербурге. Сам «приговор» и публикации клюнувших на приманку журналистов оказались всего лишь ловким пиар-ходом «верховного правителя», тем не менее издание моей книги под маркой этой фирмы меня, мягко говоря, не порадовало.

Барон Унгерн давно является любимцем наших правых радикалов - не в последнюю очередь потому, что приказал уничтожить всех евреев, живших в столице Монголии. Я честно пытался разобраться в феномене этого неординарного человека, о котором к началу 90-х годов, когда вышла моя книга, у нас мало что знали. Позднее мне пришлось в очередной раз убедиться, что история - не кочан капусты, где, срывая листья один за другим, можно в конце концов добраться до кочерыжки. Советский миф об Унгерне как «сумасшедшем бароне» сменился не правдой истории, а новым мифом - о рыцаре без страха и упрека, светоче арийской мудрости и образце всех возможных добродетелей. Не только умеренные евразийцы, но и откровенные наци сделали барона своим кумиром, а неоязыческая «церковь Нави» даже ввела его в пантеон бессмертных.

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Отчасти, может быть, благодаря моей книге Унгерн сделался популярным персонажем. Ныне это герой бульварных газет, компьютерных игр и диковатых сект, объявляющих его своим предтечей. Когда-то я смотрел на него как на побежденного в неравном бою, теперь он взирает на нас с высоты своей посмертной победы и славы. Я видел в нем трагическую фигуру, теперь он превратился в лубок.

Его поклонникам я хотел бы напомнить мои слова о нем: «Одним из первых в нашем столетии Унгерн прошел тот древний путь, на котором странствующий рыцарь неизбежно становится бродячим убийцей, мечтатель - палачом, мистик - доктринером. На этом пути человек, стремящийся вернуть на землю золотой век, возвращает даже не медный, а каменный».

Тайна Унгерна, если она существует, - это тайна нас самих, разрываемых между желанием восхищаться героем и чувством вины перед его жертвами; между надеждой на то, что добро приходит в мир путями зла, и нашим опытом, говорящим о тщетности этой надежды; между утраченной верой в человека и преклонением перед величием его дел; наконец, между нашим неприятием нового мирового порядка и пугающим ощущением близости архаических стихий, в любой момент готовых про-рвать тонкий слой современной цивилизации. Есть известный соблазн в балансе на грани восторга, страха и отвращения, отсюда, может быть, наш острый и болезненный интерес к этому человеку.
Думаю, господину Попову все эти нюансы абсолютно чужды, как и всякие сомнения вообще. Он, вероятно, слышал о том, что воровать нехорошо, но верховные правители обычно не обращают внимания на подобные мелочи».

Справка:

Кто такой барон Унгерн

Роман Федорович Унгерн фон Штернберг родился 22 января 1885 года в австрийском городе Грац. Принадлежал к старинному немецко-балтийскому дворянскому роду, известному со времен крестовых походов. Детство провел в Ревеле, где был исключен из гимназии «из-за плохого прилежания и многочисленных школьных проступков». В 1908-м закончил Павловское военное училище, служил хорунжим в Забайкальском военном округе. В 1913 году вышел в отставку и поселился в Монголии. С началом Первой мировой войны служил в полку 2-й армии, был ранен, награжден Георгиевским крестом, орденами Святой Анны, Святого Владимира и Святого Станислава.

После Октябрьской революции служил под началом белого атамана Семёнова, который произвел Унгерна в генерал-лейтенанты. В Даурии барон сформировал свою знаменитую Конно-Азиатскую дивизию, там же под эгидой Семёнова и Унгерна было создано правительство «Великой Монголии». В 1920 году Унгерн покинул атамана и перешел границу Монголии, где в феврале 1921 году получил титул князя, став фактическим диктатором в городе Урга (ныне Улан-Батор). Свое правление барон начал с резни, направленной против китайского и еврейского населения. По свидетельству современников, Унгерн отличался не только личной храбростью и неустрашимостью, но и патологической жестокостью. Этот протестант от рождения, объявивший себя буддистом и принявший монгольское подданство, верил в свою избранность и мечтал о воссоздании державы Чингисхана, которая сможет противостоять западной культуре и мировой революции.

В мае 1921 года дивизия барона Унгерна вторглась на советскую территорию, где была разгромлена частями РККА. Остатки ее отошли в Монголию, при этом наиболее недовольные командованием и действиями Унгерна выступили против него. В результате заговора монгольский дивизион выдал барона Красному добровольческому партизанскому отряду.

15 сентября 1921 года в Новониколаевске состоялся открытый показательный процесс. Унгерну предъявили обвинение по трем пунктам: 1) действия в интересах Японии, 2) вооруженная борьба против советской власти; 3) террор и зверства. Барон своей вины не признал и не высказал раскаяния. Он лишь подчеркивал свое отрицательное отношение к большевикам, а к большевикам-евреям в особенности.
Унгерн фон Штернберг был приговорен к расстрелу. Казнь состоялась 16 сентября 1921 года. По приказу духовного и светского правителя Внешней Монголии Богдо-гэгена, освобожденного Унгерном из китайского плена, во всех дацанах и храмах Монголии в тот день служились молебны.

Сегодня имя Унгерна обросло легендами и мифами. Эта незаурядная личность до сих пор притягивает к себе интерес историков и писателей, которые пытаются понять тайну «кровавого барона». Для одних он остается знаменем борьбы с большевизмом, другие считают его идеологом русского фашизма и чуть ли не исчадием ада. Кстати сказать, в Монголии до настоящего времени существуют общины, где Унгерн причислен к лику святых.

22 августа 1998 года президиум Новосибирского областного суда отказал в реабилитации Унгерна. Но попытки его реабилитировать не прекращаются. Летом 2006 года в Генеральную прокуратуру РФ поступил запрос от некоего депутата Госдумы с просьбой проверить дело «приговоренного к смертной казни через расстрел генерал-лейтенанта Белой армии, командира Азиатской конной дивизии Унгерна-Штернберга Романа Федоровича».

Кто такой Владимир Попов

В июне 2004 года самопровозглашенная Русская Республика (РР) г-на Попова «пропиарилась» весьма оригинальным способом - взяла на себя ответственность за убийство известного петербургского эксперта по вопросам национализма и экстремизма Николая Гиренко. И хотя пиар на крови был объявлен всего лишь «информационной шуткой», чуть позже схожая «шутка» вышла боком «министру национальной безопасности РР» Александру Втулкину: за свой виртуальный смертный приговор губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко он получил вполне реальный тюремный срок.
Что же касается литературного опуса «верховного правителя Русской Республики» г-на Попова «Возвращение Руси (На пути к Русскому государству)», то для того, чтобы понять, о чем там идет речь, читать саму книгу совсем не обязательно. Достаточно пробежаться по оглавлению: «Формула русской национальной идеи», «Обезьяны Путина», «День нациста» и т.д. В книге можно встретить просто удивительные перлы. Например, по версии Попова, лысые не могут быть русскими, поскольку происходят от болотных лысых обезьян, якобы живших в Лемурии.

Материал читайте в газете "Ваш тайный советник" от 24 ноября 2008 г.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях