Китайский автопроизводитель Great Wall отказался от планов по развитию сборочного предприятия в России. Great Wall заявил, что причиной этого шага стала неблагоприятная макроэкономическая ситуация в мире и неопределенный статус заявки компании на получение льгот в качестве резидента особой экономической зоны. ОАО “Великая стена Алабуга авто”, являющееся совместным предприятием Great Wall и Министерства земельных и имущественных отношений Татарстана, ликвидируется.
В России не осталось ни одной серьезной площадки по производству китайских автомобилей. Недавнее постановление правительства повысить ставку ввозной таможенной пошлины на готовые кузова в размере, равном 15% таможенной стоимости, но не менее 5000 евро за одну штуку, делает сборку китайских автомобилей в России абсолютно невыгодной.
В настоящее время официально пока еще реализуются четыре проекта. На заводе “АМУР” выпускаются седаны Geely Otaka, на предприятии “Автотрейд-12” совместно с дистрибьюторской компанией “Ирито” производится сборка седанов Brilliance M2, на заводе “Дервейс” собирают Lifan и на ТагАЗе выпускаются автомобили Chery под брендом Vortex Estina. Все эти проекты носят экспериментальный характер, а объемы производства – совершенно эпизодический. Ни один из них так и не получил таможенных льгот на работу в режиме промсборки, и в ближайшее время эти проекты будут закрыты.
Наиболее существенным проектом считался проект по строительству автозавода Great Wall в ОЭЗ “Алабуга” (Республика Татарстан, г. Елабуга). Производство планировалось начать еще в 2007 году. Great Wall на первом этапе собиралась инвестировать 100 млн долларов в создание предприятия по выпуску 50 тыс. автомобилей в год и в последующем не исключала увеличения производственных мощностей. Китайская компания планировала собирать в Татарстане четыре модели – три седана: Peri, Florid, Cowry и внедорожник Hover. Как подтвердил Autonews.ru руководитель представительства Great Wall в России Алексей Ван Пен, в настоящее время процесс по созданию сборочного предприятия остановлен.
После падения Chery, чьи автомобили в промышленном масштабе собирались на калининградском “Автоторе”, у “китайцев” практически не осталось шансов занять крепкие позиции на российском авторынке. Участники рынка считают, что китайская экспансия с самого начала была несколько преувеличена. Для китайцев производить машины в России изначально было бы слишком дорого. Для сравнения, в Китае рабочие на конвейере получают не больше 150 долларов, тогда как в России рабочим не хватает и 700 долларов, отсюда регулярные забастовки.
Дистрибьютор Great Wall, компания “Ирито”, кстати, без особого энтузиазма наблюдала за действиями своего “большого брата”. Сейчас компания самостоятельно импортирует (плюс сертифицирует) и реализует автомобили Great Wall. В случае, если бы китайцы построили здесь завод, они наверняка взяли бы дистрибуцию в свои руки подобно тому, как это делают корейцы: Hyundai и Kia. Конечно, российского дилера такая ситуация бы мало устроила. Наиболее сильными игроками на сегодняшний день в китайском сегменте остаются компании “Ирито” и Red Dragon (“Рольф”). Однако итоги продаж у обеих отстают от запланированных показателей, и год китайские дистрибьюторы, скорее всего, закончат неважно.
Елена Костякова, Аutonews.ru