Несколько десятков учителей со всех уголков нашей страны борются за звание абсолютного победителя конкурса «Учитель года России - 2008». Имена тех, кто прошел в финальную часть, названы 21 сентября в Юсуповском дворце в Петербурге. До этого же шли отборочные этапы – презентации инновационных проектов учителей и открытые уроки.
Инновационные проекты педагогов представлялись на протяжении двух дней в актовом зале петербургской гимназии № 56. На каждую «визитную карточку» (а именно так учителя между собой называют этот этап) участникам по регламенту отводилось строго определенное количество времени, для тех, кто не успевал, звонил колокол. Правда, успевали практически все.
И уже на стадии презентаций инновационных проектов стало ясно, что уровень участников конкурса абсолютно разный. Может быть, сказывалось волнение, может быть, то, что многим приходилось менять свои доклады в буквальном смысле «на ходу», но некоторые из проектов были явно скомканы. Если специалисты могли разобраться в педагогических идеях, то человеку непосвященному сделать это было очень трудно.
Конкурсанты старались как могли. Так, учительница математики из Ямало-Ненецкого автономного округа Вера Филиппова предварила свое выступление музыкальными спецэффектами и монологом на тему детей и их страха перед наказанием. По ее мнению, оценка социальной эффективности может быть оценкой качества образования. Именно этот тезис лег в основу инновационного проекта Веры Филипповой. Правда, осознать идею представительницы Ямало-Ненецкого автономного округа могут лишь профессионалы.
А идеи Дмитрия Минциса из 53-ей школы Петербурга и Софьи Галян из Нягани просты и понятны. Учитель информатики из города на Неве реализует свой проект с 2005 года. За это время он смог собрать в коллективе целую группу единомышленников, среди которых не только учителя, но и ученики его школы. В данный момент его проект объединяет около 40 человек. Идея проста – Дмитрий Минцис решил ликвидировать информационный вакуум образовательного учреждения, в котором, как правило, все интересы замыкаются на одном отдельно взятом классе. У школы № 53 есть свой ежемесячный журнал «Зеркало», два сайта (школы и ее музея). Ученики Дмитрия Минциса помогают учителям овладевать современной техникой. Его единомышленники разделены на три группы – техническую, творческую и информационную. Те, кто вносит свой вклад в работу проекта, получают заслуженную награду в виде оценок. IT-специалисты – по информатике, те, кто помогал создавать музей школы – по истории, творческая группа – по литературе.
Учительница русского языка и литературы Софья Галян рассказала корреспонденту «Фонтанки», что, несмотря на домашние заготовки, ей уже на месте пришлось переделывать свой урок. Даже непрофессионалу понятно, что уровень знаний 10-классников (а именно у них Софье Витальевне предстоит провести конкурсный урок) даже в разных школах может отличаться, не то, что в разных городах. Но трудности конкурсантов не пугают. По словам представительницы Ханты-Мансийского автономного округа, не повезло не только ей – еще нескольким конкурсантам также пришлось перестраиваться в срочном порядке.
Инновационный проект Софьи Галян прост, как все гениальное. Ей не нравилось, что знания, получаемые учениками на уроках литературы, отрывистые – они проходят Пушкина, на следующий урок - Лермонтова. «Я попыталась найти базу, которая связала бы литературу разных периодов, разных стран и найти в ней что-то общее. И это что-то – это миф, и если мы выявим следы мифа в тексте, то выяснится, что все художественные произведения имеют мифологическую подоплеку», - рассказала корреспонденту «Фонтанки» Софья Галян. Такой подход к литературе называется мифореставрация.
Всех педагогов, приехавших на конкурс в Петербург, объединяет одно – они учат своих подопечных думать. Ответы на их домашние задания не скачаешь из интернета и не спишешь у одноклассника. Софья Галян привела пример домашнего задания – найти связь между героем «Капитанской дочки» Гриневым и Снегурочкой. Что между ними может быть общего? А при помощи метода мифореставрации станет понятно, что оба героя наивны, как дети. А уж мифов о детях немало.
Для того, чтобы приехать на конкурс в Петербург, учителям пришлось пройти региональные этапы. Сначала городские, потом районные. Подобные мероприятия – это не только опыт, знания и трудолюбие, но и везение. Победит сильнейший. Его имя страна узнает 3 октября, когда будет отмечаться Международный день учителя.
Имена 15-ти победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2008»:
Сергей Алешин (республика Коми)
Николай Белозеров (Вологодская область)
Екатерина Белоцерковская (Свердловская область)
Елена Володина (Тюменская область)
Софья Галян (Ханты-Мансийский АО)
Инга Гуменская (Ленинградская область)
Ирина Землянская (Воронежская область)
Галина Зорина (Иркутская область)
Наталья Каменкова (Челябинская область)
Ирина Малыгина (Владимирская область)
Елена Нечитайлова (Ростовская область)
Дмитрий Поздняков (Пензенская область)
Эдуард Салин (Нижегородская область)
Михаил Стародубцев (Москва)
Анатолий Шлюнько (Томская область).
Победителями специальных номинаций стали:
Елена Печенкина (Кировская область) — номинация «Открытие»
Людмила Самборская (Камчатский край), Михаил Стародубцев (Москва) — специальный приз от компании «Полимедиа»
Ирина Шанаева (Новгородская область) — приз от «Российской газеты» за открытость и коммуникабельность при ответах в режиме онлайн
Оксана Тлатова (республика Северная Осетия — Алания) — специальный приз «Первый Учитель»
Иса Алиев (Чеченская республика) — специальный приз «Через тернии — к звездам»
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру
Учителя знают, что общего у Гринева со Снегурочкой
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ