Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Ради нескольких строчек в резюме

Ради нескольких строчек в резюме

467
izvestia.com.ua

Спор о том, какое образование лучше: российское или западное, напоминает дискуссию о первичности курицы и яйца. Зачем россиянину нужен заграничный университетский диплом, сколько стоит учеба за границей и могут ли позволить себе такую роскошь те, у чьих родителей нет своего счета в швейцарском банке, выяснял корреспондент «Фонтанки».

Один генерал советского, а теперь российского ВПК, отдает долги внукам не как-нибудь, а знаниями. Его старшая внучка уже отучилась два триместра в Оксфордском университетском колледже, а теперь там же заканчивает магистратуру. Пишет эссе о религиозных аспектах философии Кьеркегора и вполне довольна жизнью. Учиться в Оксфорде ей понравилось больше, чем в родном СПбГУ, и она рада, что дедушка спонсировал ее обучение.

Зачем россиянину нужен заграничный университетский диплом, сколько стоит учеба за границей и могут ли позволить себе такую роскошь те, у чьих родителей нет своего счета в швейцарском банке, выяснял корреспондент «Фонтанки».

Диплом и diploma

Спор о том, какое образование лучше: российское или западное, напоминает дискуссию о первичности курицы и яйца. Вечную и нескончаемую. Плюсы есть и там, и там. Российская лекционная система — когда курс наук, будь то всемирная история, зарубежная литература или математический анализ от «а» до «я» втолковывается студентам с голоса, а потом сдается тоже с голоса, но в полном объеме, имеет свои преимущества: внимательный и старательный студент получает более-менее целостное представление о предмете. В европейских и американских университетах о системности и методичности заботятся куда меньше. Студентам-историкам вполне могут прочитать курс «истории Римской империи эпохи Цезарей», спецкурсы «Русская революция» и «Елизавета Тюдор как мать британского флота», попросить написать эссе на несколько заданных тем, а остальное: читайте книжки сами, дорогие студенты. Даже у студентов первых курсов обязательных лекций и таких же обязательных экзаменов по общим дисциплинам куда меньше, чем в России, зато нужно много самостоятельно читать и писать бесконечные эссе на самые разные темы: «Функциональные особенности экономики стран третьего мира», «Сравнительный анализ языков суахили и берберского» и так далее.

Эссе отличаются от привычных российским студиозусам рефератов тем, что надо излагать не чужие, а свои мысли на заданную тему, правда, навеянные соответствующей литературой. Скачать эссе в Сети не получится, поскольку сочинение должно быть точно на заданную тему и с использованием точно заданной литературы. Тем, кто легко создает тексты — такая форма контроля, без жестких требований, очень даже нравится. Людям с «тяжелым пером» - сущая мука, но приходится развивать литературные способности. Считается, что такая система обучения вырабатывает в студентах привычку постоянно пополнять свои знания (читать) и думать о прочитанном (писать). А российская система выдает определенную фиксированную сумму знаний, что в наш информационный век не слишком эффективно, - готовые знания устаревают слишком быстро и без привычки к самообразованию через пять лет можно считать, что никакого диплома ни о каком высшем образовании у такого выпускника уже нет.

Еще одно немаловажное отличие: дисциплина. Где-то она есть, а где-то... Формально, то есть по правилам, в России студенты как платного, так и бюджетного отделений любого вуза должны дисциплинированно посещать лекции-семинары, сдавать экзамены, зачеты, курсовые и лабораторные точно в срок, пересдавать можно не более трех раз: за прогулы и двойки - отчисление. На практике отчислять не любят, особенно «платников» и особенно «платников-иностранцев», которые приезжают по межуниверситетским соглашениям, так что их тянут с курса на курс с бесконечными пересдачами и натянутыми зачетами. В Европе и в Америке, чтобы там ни говорили о мире «чистогана», за академическую неуспеваемость в виде не сданных эссе или экзаменов и отчисляют беспощадно, и не смотрят на то, что папа - нефтяной олигарх из Эмиратов и готов вдвойне платить за балбеса-сына. Репутацию берегут.

Кто заплатит за знания

Когда забугорное обучение оплачивают родители, все просто и приятно, и в целом можно не интересоваться: сколько же это стоит. Два триместра внучки генерала в Оксфорде обошлись примерно в 40 000 английских фунтов. Это не только собственно учеба, но и расходы на жилье и питание. Ее соседями по партам и общежитию были дети кувейтских шейхов, бакинских нефтяников и украинских металлургов. Самая популярная шутка - насчет папиной машины, у которой две педали, одна «газ», а другая «нефть».

Назвать точную стоимость обучения за рубежом невозможно, все зависит от страны и других составляющих. В США и Великобритании, где заморские (overseas) студенты должны оплачивать учебу в полном объеме (своим и студентам из ЕС большие скидки) плюс питание-проживание — это одни деньги. Стоимость года обучения в каком-нибудь Гарварде или Лиге Плюща (в среднем 30 000 — 50 000 $ за год) в разы дороже, чем тот же год в университете штата Алабама. В странах типа Франции, Германии или Норвегии, где высшее образование формально бесплатно, все равно приходится платить регистрационные взносы, страховки, оплачивать учебники, общежитие и прочее. Но по минимальным прикидкам, даже там, где регистрационные студенческие взносы чисто символические, типа 70-150 евро в год, за удовольствие поучиться придется выкладывать не менее 1 000 — 1200 евро в месяц (жилье, еда, одежда, книги, транспорт). Если нет богатых родителей или спонсоров - все равно не потянуть, если, конечно, нет гранта или стипендии.

Грант или стипендия - это некие деньги, чаще всего виртуальные, которые можно потратить на оплату обучения в зарубежном вузе, проведение научного исследования или стажировку за границей. Гранты предоставляют государственные организации, национальные программы и фонды. В отличие от кредита грант не нужно возвращать.

Ищем Фонд!

Фондов, как государственных, так и частных, которые готовы профинансировать обучение талантливого, но малоимущего россиянина, великое множество. Сейчас государственные программы студенческого обмена развивают не только богатые США и страны ЕС, но и Мексика, и Индия, и Китай. Германская служба академических обменов (DAAD) предоставляет годовые стипендии для студентов экономических специальностей (ERP), семестровые стипендии для германистов-филологов, программа «Иммануил Кант» спонсирует стажировки аспирантов и ученых в области социальных, правовых и экономических наук. Аналогичные стипендиальные программы предоставляет и французское правительство (агентство EduFrance). Программа Фулбрайта выдает гранты выпускникам вузов на обучение в магистратуре одного из американских университетов, а аспирантам – на проведение научно-исследовательской работы в университетах или архивах США или на обучение в вузе в течение года.

Программа Евросоюза Erasmus Mundus дает стипендии, которые покрывают все расходы на обучение, проживание, питание и учебные материалы. Их размер для годичной программы составляет 21 тысячу евро, двухгодичной – 42 тысячи евро. Из них 5–10 тысяч евро идет на оплату учебы и транспортные расходы (главным образом, при переезде из страны в страну), а 1600 евро – ежемесячные выплаты на проживание, питание и медицинскую страховку.

Фонд Форда способствует обмену опытом студентов из разных стран с помощью программы IFP (International Felloships Program), которую администрирует Институт международного образования (Institut of Internatioanal Education). Британская благотворительная организация The Hill Foundation предоставляет стипендиальную программу для российских аспирантов и выпускников российских университетов, желающих продолжить обучение в Оксфорде. Список можно продолжать до бесконечности.

Путь Ломоносова за границу

Между прочим, Михайло Ломоносов свои заграничные знания тоже получал в рамках такой образовательной программы, только разработанной Российской Академией наук. Насколько он и его однокашники были довольны размерами вспомоществования - читайте в исторической литературе. В наши дни путь в заграничный университет начинается с языкового экзамена и с заполнения документов.

С помощью специализированных тестов следует задокументировать свое знание английского, немецкого или, например, французского.

Знание английского подтверждают тесты TOEFL (Test of English as a Foreign Language) и IELTS (International English Language Testing System). Тесты проводят как общественные, так и коммерческие организации. Сдать такой тест в Петербурге стоит 5 900 рублей (начиная с сессии 20 ноября 2008 года - 7 200 рублей). Даже уверенным в своих языковых познаниях неплохо потратиться на подготовительные курсы (еще 6 — 15 тысяч рублей). Как правило, экзамен для получения сертификата состоит из нескольких частей: понимание текста, письменное задание, грамматический тест и проверка навыков устной речи. Походить на курсы хотя бы месяц стоит просто для того, чтобы понять - чего собственно от тебя ждут.

Знание немецкого можно доказать, сдав тест DAF (Deutsch als Fremdsprache), а французского - DALF (Diplome approfondi de langue francaise). Стоят эти экзамены несколько дешевле и требования чуть более мягкие.

Далее начинается бумажная волокита. У каждого Совета, Фонда и Стипендиального центра свои предпочтения. Как правило, просят представить бланк заявки конкретного фонда или университета, анкету с фотографией, автобиографию (не как у нас, а небольшое эссе о себе, любимом), список научных публикаций, если они есть, подробное обоснование необходимости учебы именно в это время в этом месте, предполагаемый учебный план и предполагаемую продолжительность обучения, рекомендации от двух преподавателей по специальности российского вуза, копии свидетельств об образовании и их перевод (переводы могут быть заверены по месту нынешней учебы или работы), справку о знании языка.

Как правило, все документы следует представлять на языке будущего обучения, хотя Фонд Форда принимает заявки на русском. В каждом конкретном случае существует ряд «паролей» и «кодов», которые помогают пробраться через сито конкурсного отбора. Где-то внимательно следят за академическими успехами претендента, где-то обращают внимание на участие в общественной деятельности, а на кого-то производит впечатление «путь к успеху».

Бывалые грантоискатели советуют подавать заявки сразу в несколько Фондов и подавать заранее — рассмотрение занимает минимум год. Так что тем, кто планирует уехать учиться будущей осенью, надо поспешить.

Сергей Черкасов
специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях