Спор о том, какое образование лучше: российское или западное, напоминает дискуссию о первичности курицы и яйца. Зачем россиянину нужен заграничный университетский диплом, сколько стоит учеба за границей и могут ли позволить себе такую роскошь те, у чьих родителей нет своего счета в швейцарском банке, выяснял корреспондент «Фонтанки».
Один генерал советского, а теперь российского ВПК, отдает долги внукам не как-нибудь, а знаниями. Его старшая внучка уже отучилась два триместра в Оксфордском университетском колледже, а теперь там же заканчивает магистратуру. Пишет эссе о религиозных аспектах философии Кьеркегора и вполне довольна жизнью. Учиться в Оксфорде ей понравилось больше, чем в родном СПбГУ, и она рада, что дедушка спонсировал ее обучение.
Зачем россиянину нужен заграничный университетский диплом, сколько стоит учеба за границей и могут ли позволить себе такую роскошь те, у чьих родителей нет своего счета в швейцарском банке, выяснял корреспондент «Фонтанки».
Диплом и diploma
Спор о том, какое образование лучше: российское или западное, напоминает дискуссию о первичности курицы и яйца. Вечную и нескончаемую. Плюсы есть и там, и там. Российская лекционная система — когда курс наук, будь то всемирная история, зарубежная литература или математический анализ от «а» до «я» втолковывается студентам с голоса, а потом сдается тоже с голоса, но в полном объеме, имеет свои преимущества: внимательный и старательный студент получает более-менее целостное представление о предмете. В европейских и американских университетах о системности и методичности заботятся куда меньше. Студентам-историкам вполне могут прочитать курс «истории Римской империи эпохи Цезарей», спецкурсы «Русская революция» и «Елизавета Тюдор как мать британского флота», попросить написать эссе на несколько заданных тем, а остальное: читайте книжки сами, дорогие студенты. Даже у студентов первых курсов обязательных лекций и таких же обязательных экзаменов по общим дисциплинам куда меньше, чем в России, зато нужно много самостоятельно читать и писать бесконечные эссе на самые разные темы: «Функциональные особенности экономики стран третьего мира», «Сравнительный анализ языков суахили и берберского» и так далее.
Эссе отличаются от привычных российским студиозусам рефератов тем, что надо излагать не чужие, а свои мысли на заданную тему, правда, навеянные соответствующей литературой. Скачать эссе в Сети не получится, поскольку сочинение должно быть точно на заданную тему и с использованием точно заданной литературы. Тем, кто легко создает тексты — такая форма контроля, без жестких требований, очень даже нравится. Людям с «тяжелым пером» - сущая мука, но приходится развивать литературные способности. Считается, что такая система обучения вырабатывает в студентах привычку постоянно пополнять свои знания (читать) и думать о прочитанном (писать). А российская система выдает определенную фиксированную сумму знаний, что в наш информационный век не слишком эффективно, - готовые знания устаревают слишком быстро и без привычки к самообразованию через пять лет можно считать, что никакого диплома ни о каком высшем образовании у такого выпускника уже нет.
Еще одно немаловажное отличие: дисциплина. Где-то она есть, а где-то... Формально, то есть по правилам, в России студенты как платного, так и бюджетного отделений любого вуза должны дисциплинированно посещать лекции-семинары, сдавать экзамены, зачеты, курсовые и лабораторные точно в срок, пересдавать можно не более трех раз: за прогулы и двойки - отчисление. На практике отчислять не любят, особенно «платников» и особенно «платников-иностранцев», которые приезжают по межуниверситетским соглашениям, так что их тянут с курса на курс с бесконечными пересдачами и натянутыми зачетами. В Европе и в Америке, чтобы там ни говорили о мире «чистогана», за академическую неуспеваемость в виде не сданных эссе или экзаменов и отчисляют беспощадно, и не смотрят на то, что папа - нефтяной олигарх из Эмиратов и готов вдвойне платить за балбеса-сына. Репутацию берегут.
Кто заплатит за знания
Когда забугорное обучение оплачивают родители, все просто и приятно, и в целом можно не интересоваться: сколько же это стоит. Два триместра внучки генерала в Оксфорде обошлись примерно в 40 000 английских фунтов. Это не только собственно учеба, но и расходы на жилье и питание. Ее соседями по партам и общежитию были дети кувейтских шейхов, бакинских нефтяников и украинских металлургов. Самая популярная шутка - насчет папиной машины, у которой две педали, одна «газ», а другая «нефть».
Назвать точную стоимость обучения за рубежом невозможно, все зависит от страны и других составляющих. В США и Великобритании, где заморские (overseas) студенты должны оплачивать учебу в полном объеме (своим и студентам из ЕС большие скидки) плюс питание-проживание — это одни деньги. Стоимость года обучения в каком-нибудь Гарварде или Лиге Плюща (в среднем 30 000 — 50 000 $ за год) в разы дороже, чем тот же год в университете штата Алабама. В странах типа Франции, Германии или Норвегии, где высшее образование формально бесплатно, все равно приходится платить регистрационные взносы, страховки, оплачивать учебники, общежитие и прочее. Но по минимальным прикидкам, даже там, где регистрационные студенческие взносы чисто символические, типа 70-150 евро в год, за удовольствие поучиться придется выкладывать не менее 1 000 — 1200 евро в месяц (жилье, еда, одежда, книги, транспорт). Если нет богатых родителей или спонсоров - все равно не потянуть, если, конечно, нет гранта или стипендии.
Грант или стипендия - это некие деньги, чаще всего виртуальные, которые можно потратить на оплату обучения в зарубежном вузе, проведение научного исследования или стажировку за границей. Гранты предоставляют государственные организации, национальные программы и фонды. В отличие от кредита грант не нужно возвращать.
Ищем Фонд!
Фондов, как государственных, так и частных, которые готовы профинансировать обучение талантливого, но малоимущего россиянина, великое множество. Сейчас государственные программы студенческого обмена развивают не только богатые США и страны ЕС, но и Мексика, и Индия, и Китай. Германская служба академических обменов (DAAD) предоставляет годовые стипендии для студентов экономических специальностей (ERP), семестровые стипендии для германистов-филологов, программа «Иммануил Кант» спонсирует стажировки аспирантов и ученых в области социальных, правовых и экономических наук. Аналогичные стипендиальные программы предоставляет и французское правительство (агентство EduFrance). Программа Фулбрайта выдает гранты выпускникам вузов на обучение в магистратуре одного из американских университетов, а аспирантам – на проведение научно-исследовательской работы в университетах или архивах США или на обучение в вузе в течение года.
Программа Евросоюза Erasmus Mundus дает стипендии, которые покрывают все расходы на обучение, проживание, питание и учебные материалы. Их размер для годичной программы составляет 21 тысячу евро, двухгодичной – 42 тысячи евро. Из них 5–10 тысяч евро идет на оплату учебы и транспортные расходы (главным образом, при переезде из страны в страну), а 1600 евро – ежемесячные выплаты на проживание, питание и медицинскую страховку.
Фонд Форда способствует обмену опытом студентов из разных стран с помощью программы IFP (International Felloships Program), которую администрирует Институт международного образования (Institut of Internatioanal Education). Британская благотворительная организация The Hill Foundation предоставляет стипендиальную программу для российских аспирантов и выпускников российских университетов, желающих продолжить обучение в Оксфорде. Список можно продолжать до бесконечности.
Путь Ломоносова за границу
Между прочим, Михайло Ломоносов свои заграничные знания тоже получал в рамках такой образовательной программы, только разработанной Российской Академией наук. Насколько он и его однокашники были довольны размерами вспомоществования - читайте в исторической литературе. В наши дни путь в заграничный университет начинается с языкового экзамена и с заполнения документов.
С помощью специализированных тестов следует задокументировать свое знание английского, немецкого или, например, французского.
Знание английского подтверждают тесты TOEFL (Test of English as a Foreign Language) и IELTS (International English Language Testing System). Тесты проводят как общественные, так и коммерческие организации. Сдать такой тест в Петербурге стоит 5 900 рублей (начиная с сессии 20 ноября 2008 года - 7 200 рублей). Даже уверенным в своих языковых познаниях неплохо потратиться на подготовительные курсы (еще 6 — 15 тысяч рублей). Как правило, экзамен для получения сертификата состоит из нескольких частей: понимание текста, письменное задание, грамматический тест и проверка навыков устной речи. Походить на курсы хотя бы месяц стоит просто для того, чтобы понять - чего собственно от тебя ждут.
Знание немецкого можно доказать, сдав тест DAF (Deutsch als Fremdsprache), а французского - DALF (Diplome approfondi de langue francaise). Стоят эти экзамены несколько дешевле и требования чуть более мягкие.
Далее начинается бумажная волокита. У каждого Совета, Фонда и Стипендиального центра свои предпочтения. Как правило, просят представить бланк заявки конкретного фонда или университета, анкету с фотографией, автобиографию (не как у нас, а небольшое эссе о себе, любимом), список научных публикаций, если они есть, подробное обоснование необходимости учебы именно в это время в этом месте, предполагаемый учебный план и предполагаемую продолжительность обучения, рекомендации от двух преподавателей по специальности российского вуза, копии свидетельств об образовании и их перевод (переводы могут быть заверены по месту нынешней учебы или работы), справку о знании языка.
Как правило, все документы следует представлять на языке будущего обучения, хотя Фонд Форда принимает заявки на русском. В каждом конкретном случае существует ряд «паролей» и «кодов», которые помогают пробраться через сито конкурсного отбора. Где-то внимательно следят за академическими успехами претендента, где-то обращают внимание на участие в общественной деятельности, а на кого-то производит впечатление «путь к успеху».
Бывалые грантоискатели советуют подавать заявки сразу в несколько Фондов и подавать заранее — рассмотрение занимает минимум год. Так что тем, кто планирует уехать учиться будущей осенью, надо поспешить.
Сергей Черкасов
специально для «Фонтанки.ру»