Всероссийский институт растениеводства имени Вавилова устроил «день открытых дверей» - для того, чтобы расставить точки над «i» в тех историях, которые в последнее время развиваются вокруг института. Однако это удалось не совсем: «земельный вопрос» по-прежнему беспокоит сотрудников научного учреждения. Ясно только одно: сам институт никуда не переезжает, а его богатая коллекция в целости и сохранности.
Страсти вокруг Всероссийского института растениеводства (ВИР) имени Вавилова кипят уже несколько лет. Ученых то выселяют из зданий на Исаакиевской площади, то лишают земельных угодий в Пушкине, при этом потом институт почему-то неожиданно остается на старом месте. Коллекция семян, принадлежащая институту, то гибнет при потопе, то горит при пожаре, то продается заезжим западным бизнесменам. Вдобавок о деятельности самого ВИРа в городе не осведомлен практически никто — у многих в памяти всплывают только имя Вавилова, сессия ВАСХНИЛ и — у самых начитанных — повесть А.Дудинцева «Белые одежды». Часть жителей Петербурга искренне убеждена в том,что деятельность института прекратилась еще в сталинские годы, после ареста Николая Вавилова.Руководство ВИРа решило побороться со слухами и открыло двери бывшего «стратегического объекта» для журналистов, чтоб объяснить положение дел.
Достояние республики
Проще всего оказалось справиться со слухами про коллекцию — она есть, на нее можно посмотреть, по помещениям, где хранятся семена, можно пройти. Гербарий, хранилище семян и библиотека находятся в целости и сохранности, что с гордостью прессе «ВИРовцы» и продемонстрировали. Численность коллекции составляет, по словам сотрудников института, 322 000 образцов, и все они на сегодня в целости и сохранности. Не продан также и гербарий (больше 330 000 гербарных листов), который, кстати, находится «под эгидой ЮНЕСКО».
О деятельности института и значимости его разработок в современном мире можно рассказывать долго — по словам ученых, продолжение этих работ в ситуации изменяющегося климата попросту жизненно необходимо. Проблемы, которыми занимается институт — сбор, сохранение и рациональное использование генетических ресурсов культурных растений - во всем цивилизованном мире относятся к стратегически важным и государственным задачам. «К сожалению, - отмечает Сергей Алексанян, заместитель генерального директора ВИР по зарубежным связям, - институт всё больше сосредотачивается на сохранении коллекции и понемногу превращается в генетический банк, каких в мире очень много. Научная работа сходит на нет». По словам Николая Дзюбенко, директора ВИРа, основная причина свертывания научной деятельности — кадровая. «Мы стареем, а молодые к нам не идут, и вовсе не потому, что работать в научно-исследовательских институтах не престижно. Но на наши зарплаты жить нельзя», - комментирует он. Как удалось узнать корреспонденту «Фонтанки», зарплата лаборанта (с высшим образованием) составляет 3200-3300 рублей, максимально достижимая планка — 4000 рублей, зарплата младшего научного сотрудника — 6-7 тысяч рублей, а ведущего — около 8 тысяч. С другой стороны, как отметил сотрудник института, пожелавший остаться неназванным, деньги заработать можно, если приложить к этому усилия. «Не надо клянчить подачки, надо зарабатывать», - прокомментировал он выступление директора.
На Морской стоим и стоять будем
Дало объяснение руководство института и слухам, связанным со зданиями института. Как пояснил Николай Дзюбенко, директор ВИРа, институт занимает два дома на Большой Морской — под номерами 42 и 44. Оба здания — государственная собственность, принадлежат Академии Сельскохозяйственных наук России и находятся под управлением ВИРа. Тем не менее, в декабре 2002 года Михаил Касьянов своим указом передал в ведение Управления делами президента комплекс (не менее 15 корпусов общей площадью 100 тысяч квадратных метров) в районе Исаакиевской площади, в том числе - здания ВИРа и Российского государственного исторического архива (РГИА). Оба учреждения за свои права боролись. «И мы, и Архив подали в суд, - рассказал корреспонденту «Фонтанки» Сергей Алексанян. - Архив проиграл, а мы опирались на документ от 1932 года, которым по Указу Совнаркома здания были переданы институту растениеводства «в управление». К тому же слух о нашем возможном переезде вызвал очень сильный шум за рубежом — все прекрасно понимают ценность нашей коллекции и проблемы, связанные с ее перевозкой. Конституционный суд наши требования удовлетворил». По словам Николая Дзюбенко, сейчас «все имущественные проблемы института решены». «С 2005 года, после того, как Конституционный суд вынес свое решение, на наши здания на Большой Морской никаких посягательств нет», - подтвердил и Сергей Алексанян.
Земельный вопрос
Более запутанной оказалась ситуация с землями института в Пушкине — на участке «Северное поле». «Это источник нашей головной боли», - прокомментировал Николай Дзюбенко. История началась давно - участок площадью 95 га еще в 1947 году выделил институту Совет Министров СССР под строительство экспериментальной базы Пушкинских лабораторий института. По ряду вполне понятных причин проект был отложен до шестидесятых годов. В 1966 году Ленгорисполком выдал архитектурно-планировочное задание на проектирование нового института, и «всего» через двадцать лет — в 1984-1988 годах — была разработана проектно-сметная документация на строительство комплекса зданий и сооружений общей площадью в 24 тысячи квадратных метров. Но проект остался нереализованным — началась перестройка. В 1992 году дирекция института выделила участки на этой территории для создания огородов и делянок. Площади участков были стандартные для Советского Союза - от шести до 10 соток. «Сложилась довольно своеобразная ситуация, - рассказывает Сергей Алексанян. - Часть сотрудников уволилась, сохранив за собой право пользоваться участком, часть их успела продать или передать землю другим людям, некоторые умерли, и на их делянке давно обосновался кто-то другой, но — так или иначе — люди привыкли к мысли, что участки им отдали навсегда». Поэтому когда в 2003 году снова был поднят вопрос о строительстве нового комплекса института, многие хозяева участков пожелали их приватизировать.
«Мы были не против, - разводит руками Сергей Алексанян. - Но это почти невозможно законодательно».»Земли — федеральные, - поясняет Николай Дзюбенко. - Поэтому вначале их надо переводить в региональные, а потом — согласно закону — выставлять на конкурсные торги. Просто так передать их людям мы не можем». Осложняет ситуацию и то, что спорные земли находятся в одной из наиболее привлекательных зон ближнего пригорода Петербурга. «У города есть план развивать здесь коттеджное строительство, - комментирует Сергей Алексанян. - Как только эти участки будут выставлены на торги, на них сразу же придут инвесторы. Намного более сильные, чем наши владельцы».
Напомним , в марте 2008 года на имя тогдашнего председателя правительства РФ Виктора Зубкова было направлено обращение от имени сотрудников института. Представители трудового коллектива просили «принять меры для пресечения развала деятельности ВИР», поводом для их беспокойства послужила подготовленная комитетом по градостроительству и архитектуре поправка N515 в «Генеральный план развития Санкт-Петербурга до 2025 года» - по этому документу предполагается изъять принадлежащие институту растениеводства земли сельхозназначения на Северном поле и передать их под жилищное и промышленное строительство. «Этими землями сотрудники ВИР владеют с 1992 года, когда они были переданы им для организации садоводства с целью обеспечения себя сельхозпродуктами, а также для выполнения научно-исследовательских работ», - говорится в письме. Права на участки, по словам подписавшихся сотрудников, подтверждаются соответствующими правовыми актами, но при этом права собственности на землю у них не оформлены.
«Мы провели собрание трудового коллектива, зачитали это письмо, но никого из сотрудников сегодняшнего НИИ среди подписавшихся нет», - прокомментировал это письмо Николай Дзюбенко. «Участки были предоставлены под предлогом «для испытания коллекционных образцов», то есть для проведения научной работы, - добавил Сергей Алексанян. - Подписавшиеся настаивают на законе о приобретательской давности, и они правы. Но, как я уже сказал, земли федеральные, принадлежат Академии Сельскохозяйственных наук. Поэтому, кстати, и администрации Петербурга их будет изъять не так-то просто».
А арендатор кто?
Указывается в мартовском обращении трудового коллектива и на неправомерные действия директора института Николая Дзюбенко. Его обвиняют в том, что он заключал договоры на передачу в аренду служебных помещений института и передавал другим организациям опытные станции в различных регионах страны, а сейчас бесплатно раздает зарубежным организациям образцы коллекции института и не по назначению расходует казенные средства. Доказательств по этим пунктам не приводится.
«90% наших арендаторов находятся в здании по адресу Большая Морская, 42. Арендатор у нас один — московская компания «Система-Галс», они арендуют два этажа с правом субаренды. Такая ситуация вполне устраивает обе стороны», - комментирует одно из обвинений Сергей Алексанян. В головном офисе компании «Система-Галс» подтвердили факт заключения договора с ВИРом и добавили: «Первоначально мы подыскивали помещение под свой офис в Петербурге. В процессе переговоров с ВИРом было принято решение — поскольку институт не может быть профессионалом по сдаче в аренду офисных площадей, то была достигнута договоренность - мы арендуем у них два этажа с правом передачи части помещений в субаренду».
От комментариев на тему «продажа опытных станций и распродажа коллекций» представители института отказались, заявив, что они противоречат здравому смыслу.
СПРАВКА
Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И.Вавилова — один из крупнейших в мире генетических банков растений. собранных со всех континентов за период более 110 лет. Стоимость коллекции составляет, по оценкам Всемирного банка в Вашингтоне, 8 триллионов долларов США. Общая численность сотрудников института — 454 человека, в том числе научных сотрудников - 214, из них докторов наук — 33, кандидатов наук — 105. При этом 85% научных кадров высшей квалификации — люди пенсионного и предпенсионного возраста.
За период деятельности института осуществлено более 1440 экспедиций по территории 110 зарубежных стран и России. За последние пять лет работы института выявлено и создано более 5 тысяч генетических источников и 100 доноров хозяйственно ценных свойств основных сельскохозяйственных культур. С их использованием выведено свыше 70% сортов возделываемых растений, включенных в Госреестр РФ, 374 из них — сорта селекции ВИР. На территории РФ институту принадлежит 12 опытных станций и филиалов, а также 17 опорных пунктов.
«Система-Галс Северо-Запад» - девелоперская компания, создана в феврале 2001 года как дочерняя структура одной из ведущих девелоперских компаний московского региона «Система-Галс». Начала свою деятельность с управления проектом по строительству и реконструкции всех корпоративных объектов ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в Санкт-Петербурге и северо-западном регионе РФ. Первым девелоперским проектом было строительство жилого дома класса «Комфорт» по адресу улица Льва Толстого (Петербург) между домами 2 и 4. В настоящее время в работе проект по созданию торгово-развлекательного комплекса на Пулковском шоссе (территория, которая ранее принадлежала фирме «Лето») и строительство киностудии по адресу улица Хрулева, 9. Кроме того, эта компания — участник конфликта вокруг затянувшегося ремонта Дома ветеранов сцены.
Кира Обухова
Фонтанка.ру