Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Правительство заходит в порты. Через лоцманов

Правительство заходит в порты. Через лоцманов

257
novosti.mk.ua

Комитет Государственной Думы по транспорту рассмотрел в среду законопроект об огосударствлении лоцманского дела в крупнейших портах России — решение по его дальнейшей судьбе пока не принято, для изучения комитетом создан экспертный совет. Законопроект был внесен правительством, которое впервые пыталось национализировать лоцманский бизнес еще в 2001 году. Тогда эта попытка была пресечена Конституционным судом. Теперь под угрозой национализации может оказаться весь портовый бизнес.

Законопроект о внесении изменений во второй пункт 87-й статьи Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) поступил в Госдуму из правительства в декабре прошлого года. Суть изменения КТМ в том, что проводки судов отныне должны осуществлять только государственные лоцманские организации. Это касается тех портов, которые граничат с военно-морскими базами, а также тех, где идет перевалка опасных или вредных веществ. То есть – всех крупнейших морских портов России, включая Санкт-Петербург.

Таким образом, речь идет об очередной попытке правительства национализировать лоцманский бизнес. Впервые кабинет министров предпринял эту попытку 17 июля 2001 года, приняв постановление № 538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов». Смысл его был таким: лоцманские проводки в стратегически важных портах должны осуществляться только государственными лоцманскими организациями. Ассоциация морских лоцманов России тогда обжаловала действия правительства сначала в Верховном, а затем и в Конституционном суде (КС). 6 апреля 2004 года высшая российская судебная инстанция отменила это постановление правительства как незаконное, ограничивающее конкуренцию и право лоцманов на выбор места работы. Спустя четыре года идея о национализации лоцманского дела вновь показалась актуальной и превратилась в правительственный законопроект.

Ссылка на упомянутое постановление Конституционного суда присутствует в пояснительной записке, направленной в Госдуму. Однако упоминается не как акт, восстановивший права лоцманов и конкуренцию на этом рынке, а только как документ, требующий от правительства расшифровать понятие стратегически важных портов. Аргументация правительства в пользу огосударствления лоцманского дела вновь повторяет тезисы, которые КС ранее признал незаконными.

До 1991 года лоцманские услуги оказывало только государство, и работа высококлассных специалистов (а лоцманами, как правило, ближе к пенсии становятся самые опытные капитаны дальнего плавания) финансировалась скудно, по остаточному принципу. Затем ситуация изменилась кардинально – частные лоцманские объединения, существующие в основном в форме автономных некоммерческих организаций (АНО), вывели работу на совершенно новый уровень, смогли закупить современную технику и платить достойные зарплаты капитанам на берегу – до $2-3 тысяч в месяц.

Сегодня в Санкт-Петербургском морском порту и других крупнейших портах России, как правило, на конкурентной основе работают сразу две лоцманских службы – негосударственная и филиал ФГУП «Росморпорт». Тарифы на лоцманские проводки устанавливаются Федеральной службой по тарифам. При этом государственная лоцманская служба имеет возможность демпинговать, благодаря финансовым дотациям «Росморпорта». Общий оборот лоцманского бизнеса в Санкт-Петербургском морском порту составляет порядка $15 миллионов в год. Доходность этого бизнеса не превышает 10-15% от оборота.

Правительство аргументирует необходимость огосударствления лоцманских служб тем, например, что со стороны негосударственных лоцманских служб «возможен отказ (по самым различным основаниям) от выполнения лоцманских проводок… это приведет к остановке деятельности крупных морских портов и создаст угрозу экономической безопасности государства». Однако действующим законодательством лоцманам, вне зависимости от того, работают они в частной или государственной организации, забастовки запрещены.

Опираясь на этот тезис правительства, национализировать следует весь портовый бизнес. Ведь чаще всего бастуют работники стивидорных и буксирных компаний, а задержки в проводках судов может вызвать простой или отказ от работы любого звена портовой цепочки – бункеровщика, докера или крановщика. Поэтому если огосударствлению подвергается лоцманская служба, то и все остальные операторы порта по логике должны вновь стать государственными. Вполне возможно, что эта попытка – первый шаг правительства на пути к созданию госкорпорации с названием «Морпорты России». «Непонятно, почему только лоцманы должны работать в государственных организациях? Остальные службы порта не менее важны для безопасности портов! Их тоже необходимо национализировать?» - такова позиция Вячеслава Попова, председателя комиссии Совета Федерации по национальной морской политике.

«Лоцманы, работающие в частных организациях, по квалификации ничем не уступают своим коллегам из «Росморпорта». Они сдают экзамены в Морской квалификационной комиссии, повышают квалификацию и проходят аттестацию в тех же государственных службах и институтах, что и лоцманы Росморпорта. Нет никаких предпосылок для того, чтобы утверждать: негосударственные лоцманские службы хуже осуществляют лоцманские проводки судов. Нет ни одного случая, при котором действия морского лоцмана именно из негосударственной организации привели к серьезному ЧП, - сказал корреспонденту «Фонтанки» и.о. лоцманского командира АНО «Морские лоцманы Санкт-Петербурга» Виктор Рябоконь. – Просто у некоторых чиновников из Минтранса есть желание контролировать в портах все, что хорошо работает и приносит небольшой, но стабильный доход. Они при этом забывают, что государство – самый неэффективный управляющий, но идут на прямое нарушение постановления Конституционного суда».

«Фонтанка» будет следить за развитием событий.

Андрей Иванов,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях