С 1 января вступает в силу новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Ранее действующий гарантировал малому бизнесу реальные льготы, преференции и гарантии, а новый содержит только обещания и декларации. Причем за счет налоговых платежей одних компаний предлагается поддерживать их конкурентов. Изменились и критерии отнесения предприятий к числу субъектов малого предпринимательства (СМП). Например, любой государственной поддержки теперь будут лишены компании, учрежденные иностранными гражданами. Будут ограничены также размеры выручки и активов малых предприятий.
Глобальное усреднение
Средняя численность работников компаний, претендующий на статус средних предприятий, не должна превышать 250 человек. Малых – 100 человек. Вводится также понятие микропредприятие – в нем может работать до пятнадцати сотрудников. Ранее действовавший (закон предусматривал специальную шкалу: в зависимости от вида деятельности к СМП могли быть причислены и предприятия, в которых работает 100 человек (в промышленности и строительстве), и не более 30 (в розничной торговле).
Изначально закон 1995 года предусматривал льготы и преференции малому бизнесу. Например, льготное кредитование, квотирование госзаказа. Основной гарантией служил мораторий на ужесточение налогового бремени: в случае, если изменения законодательства создают менее благоприятные условия, предприниматели могли в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги в порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Но большая часть этих реальных мер поддержки утратила силу. Хотя, исходя из многочисленных разъяснений Конституционного Суда России, малые предприятия, зарегистрированные, например, в 2004 году и 2008 году могут применять законодательство, действующее на момент их создания.
Де-факто новый закон содержит только одну льготу – упрощенный порядок предоставления статистической отчетности, и то весьма условно. Фактически ее и так не было: Росстат утверждал различные формы, но из-за противоречивости нормативных актов большинство малых предприятий их игнорировало. Формально привлечь их к установленной законом ответственности также было невозможно.
С 1 января статотчетность для малых и средних компаний не упраздняется, а наоборот – вводится со всеми вытекающими карательными мерами за ее несоблюдение. Более того, теперь Федеральная служба государственной статистики вправе обязать их сдавать не только ежегодные, но и ежемесячные отчеты. Правда, в режиме так называемого выборочного статистического наблюдения. Исключение составляют только микропредприятия – они будут предоставлять отчетность максимум раз в год. Сплошные статистические обследования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства будут проводиться раз в пять лет начиная с 2010 года.
Накорми конкурента...
К началу года на территории Санкт-Петербурга осуществляло свою деятельность почти 139 тысяч малых предприятий и 54 тысячи индивидуальных предпринимателей. По количеству малых предприятий на 100 тысяч жителей наш город даже официально занимает первое место в России – у нас этот показатель более чем в три раза выше, чем в среднем по стране (2398 вместо 720 СМП на 100 тысяч человек населения). Доля субъектов малого предпринимательства в налоговых поступлениях оценивалась Смольным в 23-27 процентов. То есть в среднем каждое малое предприятие или предприниматель платит в бюджет около 780-800 тысяч рублей в год.
Вместо реальных льгот и гарантий вступающий в силу федеральный закон предусматривает проведение государственной политики, создание координирующих структур, различные программы государственной поддержки – муниципальные, региональные и т.д. В ноябре городское правительство уже утвердило план мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы. В течение четырех лет на его реализацию планируется потратить более 2,7 млрд рублей, - то есть в среднем по 15 тысячи рублей на одно предприятие. Эти средства будут выделять из городского бюджета, формируемого за счет налоговых поступлений от того же малого бизнеса.
Однако эти средства будут распределены среди незначительной доли представителей малого бизнеса. Например, в рамках специальной программы «Аутсорсинг» ежегодно будет оказываться финансовое содействие не менее 50 начинающим субъектам малого предпринимательства. Общий же охват программы – 1000 предпринимателей и предприятий, а бюджет – 49,5 млн рублей. А, значит, каждый участник программы получит примерно 50 тысяч рублей, то есть бюджет сразу трех СМП. Среди них могут быть и конкуренты.
На программу «Бизнес-инкубатор» выделено 350 млн рублей. Они пойдут на создание 11 офисных центров, где начинающие предприниматели смогут арендовать помещения на льготных условиях. Условия конкурса в программе не указаны, но даже чиновники не отрицают, что критерии весьма субъективны. Первый инкубатор на улице Седова вместил 40 арендаторов, то есть вся программа рассчитана примерно на 450-500 малых предприятий. В среднем каждый пробившийся в инкубатор получит в виде льготной аренды по 700 тысяч рублей. А конкуренты, не прошедшие отбор, будут арендовать помещения в бизнес-центре или по рыночным ценам у КУГИ. А соответственно – пополнять городской бюджет, за счет которого получит льготу и «инкубаторский утенок».
За четыре года за счет бюджета получат поддержку и 600 компаний – участниц программы «Выставочно-ярмарочная деятельность». Ее бюджет – 28,4 млн рублей, то есть по 47 тысячи рублей на одного участника. А на поддержку льготного кредитования малого бизнеса из бюджета выделено 135 млн рублей, на создание «женского центра» – 15,5 млн рублей и т.д.
... и умри спокойно
Меж тем представители малого и среднего бизнеса не раз утверждали: на практике большинство из них испытывает не поддержку, а противодействие чиновников. За последние годы существенно сократился рынок мелкорозничной торговли (а ею занято 50,6 процента всех малых компаний и предпринимателей города). Под предлогом борьбы с терроризмом снесены ларьки на остановках общественного транспорта, убраны точки возле станций метро. Площади внутри вестибюлей заняли магазины «Первая полоса». Теперь дошла очередь и до торговых зон: Смольный жестко лимитировал размеры павильонов и ларьков. Участники рынка ожидают, что в течение ближайшего года может произойти передел арендуемых у города территорий, что может привести к разорению малых предприятий.
Новый закон предусматривает ведение специальных реестров, в которые будут вноситься все получившие государственную поддержку субъекты малого и среднего предпринимательства. Эта информация должна быть открыта для ознакомления, а потому легко будет выявить «льготников» и «инкубаторских». Хотя вряд ли оглашение этих сведений и методов распределения государственных средств существенно поможет предпринимателям в их работе.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Малому бизнесу — новый закон
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ