Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Горзаказ: объективная субъективность

Горзаказ: объективная субъективность

265

Споры вокруг распределения городских заказов подтверждают: несмотря на все уточнения в законодательстве остаются «дыры», позволяющие отдавать выгодные контракты и большие бюджетные средства приближенным компаниям. Даже после вмешательства надзорных ведомств заказчики не всегда считают нужным соблюдать закон.

Только за октябрь в контролирующие органы было направлено почти 30 жалоб на действия заказчиков (конкурсных или котировочных комиссий, и т.д.) – подразделений городской администрации, петербургских государственных учреждений и пр. Чаще всего в несправедливости бизнесмены обвиняют Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга, Комитет по труду и соцзащите населения, Комитет по инвестициям и стратегическим проектам и КУГИ.

Дружба дороже

Контролирующими органами по горзаказу являются Комитет финансового контроля и Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу и Ленобласти (УФАС). Пожаловаться на несправедливые условия отбора может любой, даже потенциальный, участник (т.е. каждая компания или предприниматель). Жалобы о незаконности выбора победителя принимаются только от тех, кто участвовал в конкурсе и проиграл. Но победить государственного заказчика в государственных же надзорных ведомствах удается очень редко.

В течение нескольких месяцев в официальных извещениях, размещаемых на сайте горзаказа не указывался срок исполнения работ – обязательное условие. Но фигурировала некая дата, которую все считали как день, к которому контракт должен быть исполнен. Большинство государственных заказчиков не отрицало, что это и есть срок исполнения заказа, объясняя ошибку техническим сбоем. В то же время Комитет по инвестициям и стратегическим проектам отклонил заявку с самыми выгодными условиями, мотивировав это тем, что указанный в ней срок оказания услуг не соответствовал установленным требованиям. На заседании комиссии УФАС представитель комитета так и не смог дать внятных разъяснений, что же за дата стояла в извещении, какой срок надо считать верным и где он был указан.

Некоторые госорганы идут на разные ухищрения. Например, 26 ноября тот же Комитет по инвестициям и стратегическим проектам объявил о поиске подрядчика на выполнение работ по проведению PR-мероприятия. Решение должно быть принято 7 декабря, контракт подписан – не ранее чем через 5 дней. Срок исполнения – не позднее 12 декабря. То есть выполнить всю работу нужно фактически до того, как будет подписан контракт! Начальник отдела координации туристической деятельности Елена Позднеева уверена, что это сделать можно, но объяснить как, обратившемуся в комитет предпринимателю не смогла. Не исключено, что исполнитель уже давно выбран, готовится к выполнению работ, а невыполнимые требования по срокам должны исключить неугодных конкурентов.

Непримиримый центр

Формальная статистика свидетельствует, что удовлетворяется практически каждая вторая жалоба. По данным того же УФАС, за I полугодие поступило 123 жалобы как на региональные органы власти – заказчиков (города и области), так и на федеральные структуры. 48 претензий комиссия признала обоснованными.

Федеральных заказчиков, находящихся в Санкт-Петербурге и Ленобласти, УФАС контролирует особенно тщательно. Только за последние месяцы нарушения были выявлены в Управлении Россельхознадзора, а также сразу в трех вузах – СПбГУ, академии имени И. И. Мечникова и Петербургском государственном университете путей сообщения.

Причем железнодорожный институт умудрился не только нарушить законодательство о госзаказе, но даже после признания этого факта судебным решением уклонился от исполнения предписания УФАС. В итоге антимонопольное ведомство приняло решение наложить на университет административный штраф в размере 100 тысяч рублей.

Нет конкурса – нет проблемы

Почти 3/4 (74,3 процента) всех городских контрактов заключается без торгов, аукционов или иных конкурсных процедур – собственным волеизъявлением заказчик выбирает единственного поставщика. За 2007 год так было заключено более 227 тысяч контрактов почти на 50 млрд рублей. Жаловаться на несправедливый отбор в таких случаях некому – никто из потенциальных конкурентов назначенного исполнителя зачастую не знает, что госорган нуждался в таких услугах (товарах).

Часть из таких контрактов (на общую сумму около 4 млрд) – мелкие сделки, не превышающие 100 тысяч рублей. Закон разрешает заключать небольшие государственные контракты без проведения даже упрощенной процедуры – запроса котировок. Еще 4,7 млрд рублей получили монополисты, которые также могут получать заказы без торгов и т.п.

А куда же ушел еще 41 млрд рублей? Всего закон содержит 22 исключения – случаи, когда заказчик вправе отказаться отдать контракт одной компании, отказавшись от справедливых процедур распределения.

Как разъяснили в пресс-службе Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, большая часть этих сделок – «переходящие контракты» – долгосрочные договора, заключенные в прошлые годы на выполнение строительства, ремонта, благоустройства и другие работы. Очень часто в конкурсной процедуре или в аукционе изъявляет желание принять только один участник – он автоматически и получает контракт.

Есть и другие случаи, например, закупка работ или услуг, если они могут выполняться или оказываться исключительно подведомственным государственным унитарным предприятием, имеющим соответствующие полномочия. К числу таких отнесены Государственное унитарное автотранспортное предприятие «Смольнинское» (час обслуживания им «Мерседеса» градоначальника в 2008 году будет стоить 629 рублей), смольнинские АТС и столовая, мобилизационные службы и т.д. Также без торгов ФСО достался контракт на охрану объектов, находящихся в ведении администрации губернатора Петербурга (то есть ФСО выступало в роли хозяйствующего субъекта).

Но некоторые контракты не могут не вызвать удивление. Например, более миллиона рублей получило ЗАО «Оазис» за организационно-техническое обеспечение встречи руководителей парламентов стран «Группы восьми». Вице-губернатор Виктор Лобко, издавая соответствующее распоряжение, объяснил выбор единственного подрядчика срочностью выполнения работ.

Меньше всего конкурсные процедуры любит Уставный суд Санкт-Петербурга: из более чем 500 контрактов только 25 было распределено на конкурсах, еще 18 – способом запроса котировок.

Олег Доронин,
специально для «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях