Петербуржцы, не дожидаясь пока государство позаботится об их здоровье в рамках одноименного нацпроекта, встали на ролики и сели на байки. Движение это за лето-2007 приобрело особенно массовый характер. От массовости, кстати, оно и страдает. На ночных «покатушках» в минувший уик-энд один роллер попал в ДТП. У парня сломаны обе ноги. Еще несколько человек оказались в общей «свалке», не успев вовремя затормозить.
По ночному городу кататься – одно удовольствие. Машин практически нет, маршруты пролегают по ровным участкам дорог. Зачастую на «покатушки» выезжают от 100 до 500 человек. Как роллеров, так и велосипедистов. Не все из них крепко стоят на ногах, вернее, на колесах, но желание оказаться в столь большой компании единомышленников, похоже, только ободряет. Да и, с другой стороны, с трассы всегда можно сойти, равно как и приобщиться к потоку в ближайшей точке маршрута.
Как рассказали корреспонденту «Фонтанки» те, кто попал в Канонерский тоннель ночью 25 августа, об очередном заезде договаривались на специальном форуме. Маршрут был продуман и расписан заранее. Однако те, кто собирался по пути влиться в ряды роллеров и байкеров (велосипедистов), неожиданно для себя так и не дождались друзей. Как оказалось, маршрут внезапно изменился.
Двигаясь за общим потоком, многие даже не поняли, куда именно их завели «маршалы» - руководители и организаторы. Уже потом, обсуждая на своем форуме подробности той ночи, многие признаются: если бы заранее знали, что попадут в Канонерский тоннель – не поехали бы. Некоторые поняли, куда попали, только въехав в подземный путепровод. Кстати, перед въездом в тоннель висит знак, запрещающий в нем движение велосипедов.
Влетая на скорости около 50 километров в час в тоннель, народ начал весело кричать и улюлюкать – отличное эхо. Внезапно ехавшие впереди начали резко оттормаживаться – получилась «свалка». Из-за шума в первое время было непонятно, что произошло.
Оказалось, что колонна заняла всю полосу движения в одну сторону. Ехавшая по встречной машина зацепила парня на роликах, оказавшегося слишком близко к разделительной полосе. Некоторые из тех, с кем удалось поговорить корреспонденту «Фонтанки», рассказали, что, возможно, была неровность дороги, и молодому человеку просто пришлось выскочить на встречку. После удара его еще немного протащило на капоте. Остановить же толпу оказалось достаточно сложно. Вызванные медики увезли пострадавшего в больницу. «Покатушки» закончились.
Показания свидетелей происшествия и участников форума разнятся. Одни говорят о несчастном случае, поскольку на асфальте был песок, другие - о низком профессионализме тех, кто «сдрейфил» и оттормаживался на спуске до 20 км\ч, а роллер поехал обгонять этих «трусов», но итог печален. Кроме него пострадали несколько велосипедистов, поскольку сразу после столкновения человека с машиной начал образовываться «завал» из байков. Те, кто следит за велогонками, прекрасно знают насколько это опасно. А ведь многие даже не имеют необходимой защиты: шлема, налокотников и наколенников.
По мнению некоторых участников заезда, к этой трагедии привело несоблюдение ПДД, употребление спиртных напитков и полное отсутствие организации мероприятия. Например, уже после ДТП «маршалы» (а они все в зелёных жилетах безопасности) стояли в стороне, место происшествия фактически огородили простые участники поездки, дабы препятствовать проезду автотранспорта в тоннель.
У ГИБДД отношение к «покатушкам» спартанское. «Это очень распространенное явление и бороться с ним бесполезно. Нужно договариваться», - пояснили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе ведомства. Однако по ПДД роллеры причислены к пешеходам, а значит, находиться на дороге вообще не имеют права. Для них – пешеходные зоны и пешеходные же перекрестки. Действительно, в темноте водитель не сразу может заметить на ногах человека ролики, а особенности ночного видения не дают возможности быстро оценить скорость такого «пешехода». Выпускать народ на роликах на проезжую часть можно только в случае санкционированного пробега, который обслуживают сотрудники ДПС. Если же роллера удастся остановить – то ему грозит штраф за нахождение на проезжей части вне специально отведенных для этого зон – пешеходных переходов или «островков безопасности».
Как все начиналось
Идея так называемого Pin-mix не нова и пришла к нам из Европы. За этим словом кроется смешанная колонна из велосипедистов и роллеров, которые организованно должны передвигаться по городу. Сегодня количество велосипедов в Петербурге стремительно растёт. Их покупают для поездок на работу, для больших походов по лесам Карельского перешейка и просто для катания по городу. Многие предпочитают велосипед летом – как альтернативу душному фитнес-центру, а некоторые катаются круглый год.
Ажиотажный спрос на велосипеды пришёлся на 2003-2004 годы. Благосостояние людей всё улучшалось, а душа требовала новых ощущений или возвращения старых. Все прекрасно помнят, какую разъяснительную работу проводили отделы ГАИ, втолковывая юным велосипедистам основы правил дорожного движения. Для многих возможность прокатиться, наконец-то, по улице на собственном велосипеде стала осуществлением детской мечты. Именно в это время и прошли первые организованные велопробеги по городу. Они добавляли романтики к ночной прогулке и позволяли увидеть не один-два разведённых моста, а полгорода разом.
Первоначально пробеги были не столь многочисленны, и в потоке удавалось поддерживать дисциплину и организованное движение. Однако с ростом числа участников это стало делать всё сложнее и сложнее. Как выяснилось, некоторые просто не знают элементарных правил дорожного движения, хотя и имеют водительские удостоверения, впрочем, в наше время этим удивить очень сложно. В самой идее ПИНа заложено нарушение действующих ПДД. Велосипедисты и роллеры не могут двигаться по всей ширине проезжей части. Согласно ПДД они должны следовать группами не более чем по 10 велосипедистов, а расстояние между ними должно составлять 80-100 м. Кроме этого запрещены левые повороты на дорогах с трамвайными путями или имеющими более одной полосы для движения в данном направлении. Однако группа по улицам Петербурга передвигается неразрывно, а перекрестки для пересечения нередко блокируются с помощью так называемых «маршалов». Что также противоречит ПДД, поскольку на это уполномочены только сотрудники милиции. Зачастую велосипедисты перемещаются не по крайней правой, а и по крайней левой полосе или по встречной.
Не каждый автомобилист может повести себя адекватно, если внезапно окажется в самой гуще этой колонны. Решение остановиться будет самым верным, но, к несчастью, умение управляться с двухколёсным конём оставляет желать лучшего. В этом случае следует уповать на то, что авто застраховано по КАСКО. И это хорошо, если не пострадает никто из велосипедистов. Согласно нашему законодательству каждый автомобилист несёт большую ответственность за ДТП нежели пешеход или велосипедист, поскольку управляет средством повышенной опасности. И уже не будет важно, что он предпринял всё для того, чтобы избежать аварии.
Недавняя трагедия на Дворцовой набережной заставила увидеть проблему «гужевого транспорта». Проблемы же роллеров и велосипедистов пока не решены. Сейчас в Комитете по транспорту идут работы по разработке сети велодорожек. Вот только препятствия возникают на каждом шагу, поскольку за дорогу у нас отвечают несколько ведомств.
Ксения Потеева,
Владимир Федоров
Фонтанка.ру