С сентября команда во главе с Михаилом Великосельским и Андреем Радиным, недавно возглавившая телеканал «СТО», собирается в полном объеме запустить новую сетку вещания. Подготовка к этому идет и по технической, и творческой линии. Установлены мощные передатчики, вещание расширено на Ленинградскую область, в эфир выходят новые проекты. Подробности корреспонденту «Фонтанки» рассказал новый генеральный директор канала «СТО» Михаил Великосельский, пришедший на канал в марте этого года с поста заместителя главы Ненецкого автономного округа.
- Михаил Юрьевич, расскажите - каким образом вас занесло в НАО?
- Вы знаете, что там президент своим указом отстранил губернатора. И под нового главу очень быстро формировалась команда. Меня пригласили в полпредство, согласовав это в Москве, в руководстве «Первого канала». Мне было сказано: «Мы знаем, что вы человек ответственный. Нужно помочь». Таким образом, я и попал в Ненецкий автономный округ, в котором был пару-тройку раз в качестве корреспондента – делал материалы национального характера, рассказывал о быте, традициях, укладе и прочей экзотике. В этот раз все оказалось по-другому – я сел в кресло чиновника. Увидел что это за труд, и многому научился, в том числе, формированию команды, выстраиванию кадровой политики, быстрому пониманию задач руководства, не всегда совпадающих с внутренним состоянием души и собственными желаниями, но выполнять которые, тем не менее, надо.
- Фактически вы попали по другую сторону баррикад…
- Да, конечно, но так как округ маленький, в мои обязанности входило очень многое, что в Петербурге разделено между разными чиновниками. В частности, я отвечал за международные связи, за межрегиональные отношения, курировал ряд вопросов по культуре и спорту, но, в основном, конечно, занимался СМИ. Фактически я заложил там основы для создания ненецкой телерадиокомпании, которая сейчас уже зарегистрирована, проводит конкурсы. В этой области я еще немного им помогал, но сейчас уже не успеваю – очень много работы на «СТО». Но на всех специалистов я их вывел.
- Как вам в роли чиновника журналистская братия?
- Один мой хороший знакомый, с которым мы несколько лет проработали в «Вестях», ушел работать в пресс-службу очень крупной структуры. Встретились мы с ним через месяц, и он говорит: «Слушай, как я ненавижу этих журналюг… какие они некомпетентные, как всё врут» (смеется). В моем случае это не так. Я очень хорошо понимаю те беды и трудности, которые встречаются на пути «акул пера». Но это был полезный опыт – посмотреть на свою работу другими глазами, под другим ракурсом.
- В каком состоянии вы нашли канал «СТО»?
- Ситуация на канале «СТО», с моей субъективной точки зрения, оказалась очень странной. Дело в том, что, с одной стороны, там достаточно много грамотных, опытных специалистов, которым по плечу серьезные задачи. С другой, когда я пришел, можно было по пальцам, пусть и двух рук, пересчитать проекты, созданные при достаточно большом коллективе и огромных технических возможностях. Это не критика моих предшественников – у них была, по-своему, объективная ситуация. Менялся собственник, процесс продвигался не спеша. Многие из-за непонятной ситуации стали уделять больше времени каким-то другим проблемам, не совсем была понятна концепция, не было четко сформулированных задач. Новый собственник пошел правильным путем, и, прежде всего, определил туда человека, которому максимально доверял. Но у него не было опыта работы с телевизионщиками, он не смог выстроить отношения с местной телевизионной элитой, не получился диалог, и начались очень большие трудности. В таких условиях требовать от владельца чего-то новаторского было бы неверно. Я туда попал в пик этого кризиса. Это факт. Но есть и другой факт – попытки поднять рейтинг канала за это время делались. Произведен ряд закупок, по-моему, удачных. Изменена была сетка вещания. Правда, рейтинговый пик пришелся на март, когда мои предшественники показали несколько товарищеских игр «Зенита». Плюс на интерес повлияла и сама ситуация, связанная со сменой руководства канала и её обсуждением в прессе. Люди решили посмотреть – что же это за канал «СТО» такой, про который все пишут.
- Что вы уже успели поменять, что еще предстоит?
- Времени пока прошло немного, но перемены уже очень большие. Во-первых, мы уже частично, на 75 процентов, запустили линейку новостей. Это не очень заметно, потому что еще не вышли на полный формат, на тот шаг, который будет стрежнем всей сетки вещания канала «СТО». Но Андрей Радин, который возглавляет это направление, по-моему, подбирает сейчас самую высококлассную команду телевизионных репортеров в нашем городе. Естественно, речь идет и об операторах, и остальном коллективе, без которого делать современное телевидение невозможно. Эти реформы закончатся во второй половине летнего сезона, и в новый мы войдем уже с другими возможностями - и техническими, в том числе. Меняется оформление студий, покупается новое оборудование. Мы решили главную техническую задачу, и это большое достижение, – речь идет о запуске нового передатчика, в 4 раза мощнее прежнего. Он обеспечивает зону устойчивого приема в радиусе 70 километров. Оттестирована и уже действует система передачи сигнала на территории Ленинградской области. Фактически, сегодня 95 процентов жителей области имеют возможность смотреть канал «СТО». Остался под вопросом такой большой центр, как Выборг - из-за определенных технических требований безопасности государства в погранзоне, но общий язык мы находим. Там несколько другое оборудование требуется, и мы проводим сейчас полевые испытания. Этот город, разумеется, тоже будет нас смотреть. Нам пишут многие кабельные вещатели с просьбой разрешить ретрансляцию сигнала, но мы, естественно, этого делать не можем – наша лицензия и авторские права на различные программы чужого производства ограничивают нас территориально - Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Можно считать это резервом для развития.
- А что насчет творческой составляющей?
- Уже сейчас мы запускаем несколько новых проектов. В июне-июле они появятся, но постоянно займут свое место в августе. Уже запущена информационно-развлекательная программа «Утро» - с 7 до 9 утра вы можете наблюдать, мне кажется, отличный от всех остальных утренний проект, который нацелен на действительно полезную в это время суток информацию, при этом он дает и заряд настроения и бодрости. Вскоре появятся несколько проектов, которые носят культурно-просветительский характер. Сейчас начинается фестиваль «Звезды белых ночей». У нас пошел цикл, который потом перерастет в 26-минутную передачу, еженедельник, который будет рассказывать о высоком искусстве, о классических формах лучшего, что у нас есть в мире музыки, балета. Мы посчитали, что достойных много, и на этом фестивале культурная жизнь не закончится. Сейчас канал снимает передачу, которая называется «Поехали». Смысл её в том, что любой человек, у которого есть желание активно провести выходной, может прыгнуть в электричку или сесть за руль машины и приехать в какое-то интересное место в пределах Ленинградской области. Мы не раскручиваем уже известные курорты, типа «Мандроги», но показываем изюминки, которых, на самом деле, очень много сохранилось на территории, до которой рукой подать. Есть еще несколько проектов, в том числе и более активно использующих наши технические возможности (у нас отличная студия). О них пока говорить не будем, мы надеемся, что это будет сюрпризом. Речь идет, конечно, о ток-шоу. И об аналитическом вещании. Хотя незадолго до моего прихода у нас как раз была запущена программа «Время Петербурга», но ничего нового с точки зрения наполнения в нем не придумано – это подведение итогов недели городских событий. Вот тут будут изменения: пока не буду раскрывать подробности, но программа пойдет вперед.
- Будет ли продолжен эксперимент с «Зенитом»?
Про это пока не могу сказать, но нет никаких, наверное, секретов, что мы сейчас ведем активные переговоры с нашим хоккейным СКА, баскетболистами и волейболистами. От хоккея в этом году питерцы ждут намного больше, чем в последние годы, и к тому есть предпосылки – приход «Газпрома», авторитетный тренер из НХЛ. Поэтому мы считаем, что, получив эксклюзивные права на трансляции самых интересных игр, наш канал только выиграет. С волейболистами и баскетболистами вопрос спорный, но ряд трансляций мы однозначно будем делать. Можно сказать и то, что мы завершаем формирование детского блока. Мы единственные, кто сейчас делает передачу для детей дошкольного и младшего школьного возраста – «Дедушка Мокей». Но она исполнена традиционно, а у нас есть желание взглянуть в завтрашний день.
- Вы сказали, что у предыдущего руководства не было внятной концепции. У вас есть?
- Я бы не сказал, что концепции не было. Существовала, и даже не одна, что, наверное, тоже нехорошо. Чтобы ее составить, нужно понять – для кого мы работаем? Какую зрительскую аудиторию мы хотим привлечь на свою сторону? Для того, чтобы выстроить настоящую сетку вещания, нужно все это знать. У нас же из четких параметров существует пока только один – это география. Мы можем четко сказать, что будем работать для петербуржцев и жителей Ленинградской области. Согласитесь – этого немного. Сейчас мы проводим достаточно серьезные маркетинговые исследования, анализируем данные, показывающие для кого и как вещают наши коллеги-конкуренты. У нас есть концепция движения, но более четко и детально я её озвучу перед началом нового сезона.
- Вы будете искать новую нишу или пытаться превзойти конкурентов по уже проторенным путям?
- Естественно, есть такие вещи, которые мы должны делать лучше других. Это информационное вещание. Мы должны быть раньше всех, интереснее всех, а не «заполнять эфир». Знаете, есть такая поговорка – у репортеров всегда должны быть чистые руки. Почему? Потому что иногда им приходится события высасывать из пальца (смеется). Мы постараемся избежать этого всячески. Что же касается развлекательных проектов – и здесь должен быть серьезный уровень. Иначе кто же будет развлекаться с тобой? Поэтому мы, развивая своё телепроизводство, не исключаем возможности работы с теми, кто специализируется в той или иной области. И у нас есть надежды, что 2-3 топовых проекта мы сможем запустить. Невозможно представить телевидение и без хороших линеек художественного вещания, без документалистики. По всем этим направлениям мы сейчас работаем. Можно привести пример столетия Соловьего-Седого – мы купили к этому событию лучшие фильмы, в которых звучала музыка великого композитора. И получили совершенно неожиданный эффект. Судя по звонкам и опросам, фильмы эти смотрели люди разных возрастов, и вовсе не из-за музыки. Одни вспоминали свою молодость. А другие этот период узнавали по новым для себя фильмам – они видели только самые раскрученные, такие как «Небесный тихоход». Отдельные картины давно лежали на полке, и вызвали огромный интерес. Даже не к героям, а к миру вокруг этих героев. Можно сказать, что мы канал круглосуточный, и сейчас запускаем проект, которому нет аналогов. «FM-ТВ». FM - это диапазон радийных частот, и, на первый взгляд, название кажется какой-то ерундой. На самом деле все просто - в наш холдинг входит «Радио Балтика», и, в рамках этого проекты мы покажем реалити-шоу о том, что происходит в радио-студии во время ночного вещания. Там просто устанавливается 15 камер, и люди видят что происходит на радио – мы уже попробовали как это будет выглядеть, и получили хорошие отклики. А сейчас готовим и обратный ход – в эфире «Балтики» люди будут слышать то, что происходит в студии канала «СТО». Пока отрабатываются больше технические вопросы этой формы, хотя и наполнение, как мне кажется, будет довольно живое и интересное. Мы проведем такой эксперимент в ночь с 11-го на 12-е, в канун праздника. Следующим шагом будут теле- и радио- мосты. Объединенная работа в ночном эфире двух каналов. Это позволит нам приглашать в студию самых разных людей, из тех, что не спят ночью, и использовать это эфирное пространство в наших мирных целях.
Справка: до работы в НАО Михаил Великосельский занимал пост главного редактора компании ЗАО "Первый канал - Санкт-Петербург", одним из основателей которой он является. Также при его непосредственном участии в Санкт-Петербурге создавались информационная служба канала "ТВ-3" и второй региональный канал в Сыктывкаре. Кроме того, Великосельский девять лет возглавлял Северо-Западное бюро программы "Вести". До этого работал специальным корреспондентом канала "Россия" и ТВС на Северном Кавказе во время первой и второй антитеррористических кампаний. В 2005 году за освещение событий на Кавказе был награжден медалью "За боевое содружество".
Беседовал Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Великосельский: Канал «СТО» не будет высасывать новости из пальца
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ