Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Музей-квартира: нельзя по закону, но можно из принципа

Музей-квартира: нельзя по закону, но можно из принципа

950


В конце марта правительство Петербурга получило в дар от «звёздной» четы Ростроповичей прославленную в последние годы в судебных разбирательствах квартиру на улице Марата. Здесь, как и желали супруги, будет действовать музей Дмитрия Шостаковича. Однако есть одна очень существенная проблема – в подаренной квартире музей существовать не может по закону.

Мстислав Ростропович и Галина Ростропович-Вишневская несколько лет назад приобрели квартиру великого композитора Дмитрия Шостаковича в доме 9 по улице Марата с целью создания в ней музея. В квартире был сделан ремонт, что сильно осложнило жизнь соседям, проживающим этажом ниже. Судебные тяжбы звездной четы и других жильцов дома описаны на страницах многих СМИ. В ноябре 2006 года, когда музей в квартире был фактически уже открыт (правда, пока, не для посетителей), Мстислав Ростропович заявил, что конфликт с соседями «решен». Как сообщил музыкант журналистам, «соседям снизу были предложены услуги рабочих, проводивших ремонт в квартире Шостаковича, с тем, чтобы они устранили причиненный ущерб». «Они отказались. Видимо, хотели денег. Но они их не получили и не получат»,- подчеркнул Ростропович. Он добавил также, что согласно решению городского и районного суда, серьезного вреда соседям ремонтом не нанесено.

28 марта 2007 года правительство Петербурга получила жилое помещение в доме на Марата в дар от Ростропровичей, после чего администрация подтвердила тот факт, что эта квартира - музей Дмитрия Шостаковича, который проживал в ней в течение 19 лет – с 1914 по 1933 год. Вместе с самой квартирой городу были переданы предметы, имеющие отношение к великому композитору: ноты, музыкальные записи его произведений, рояль, историческая утварь, мебель – всего 901 предмет.

Однако есть одна очень существенная проблема – в той квартире музей существовать не может по закону. Само понятие «музей» может относиться только к учреждению, то есть к нежилому помещению с собственным входом и расположением на первом этаже. Жилищный кодекс оговаривает тот факт, что учреждения могут находиться и этажами выше, однако при условии, что под ними нет жилых помещений. Этажом ниже квартиры №7, в которой будет расположен музей, в квартире № 5 живут люди, и этот факт автоматически переводит его в разряд «жилых», потому существование музея по этому адресу фактически невозможно.

Соседи из квартиры №5 (которые и судились с Ростроповичами из-за ремонта) против музея в том виде, в котором его собираются организовывать, ничего не имеют. Они всего лишь просят власти, которым теперь принадлежит квартира, привести помещение в соответствие с действующим СНИПом. Дом относится к старому фонду, перекрытия, по словам жителей квартиры №5, деревянные, а усиливать их никто не собирается. «В квартире была проведена экспертиза, которой установлено, что балки сухие, соответственно, прочные и могут нести нагрузки, установленные СНИП – то есть 150 кг. Расчёта прочности, однако, никто не производил, ограничившись визуальной проверкой, а настоящие расчёты, произведённые экспертами, которых приглашали мы сами, показывают перегруз перекрытия от нормативного на 80%», - говорит хозяин квартиры №5 Юрий Щеглов. Однако, по его словам, при переводе площади из жилой в нежилую экспозиционную, по тому же СНИПу минимальная нагрузка составляет уже 400 кг на 1 квадратный метр, также изменяются требования по звукоизоляции в 3 раза. Для усиления перекрытий жильцы 5-й квартиры готовы предоставить свою жилплощадь, если это потребуется. Но пока к ним никто не торопится.

Председатель комитета по культуре Николай Буров сообщил корреспонденту «Фонтанки», что о людях думают в первую очередь, и все решения необходимо предельно взвесить. Музей не будет открыт для массовых посещений, ходить люди будут туда только по предварительной заявке. «Я думаю, что музей Шостаковича будет, скорее, «законсервированным местом», - заявил Николай Буров. В КУГИ нам сообщили, что переводом помещения из разряда жилого в нежилое будет заниматься жилищный комитет Санкт-Петербурга. В пресс-службе Жилищного комитета про передачу полномочий о переоформлении статуса квартиры – будущего музея ещё ничего не слышали, поэтому чёткого ответа о том, как будет развиваться диалог с жителями дома №9 по улице Марата, они ещё не знают.

Иск был подан ещё на имя старого соседа – Мстислава Ростроповича, и тогда в жалобе им отказали: сейчас владелец изменился, им стал город. После того, как во многих СМИ, в том числе и зарубежных, сообщили о том, что в Петербурге появится музей Шостаковича, было подано ещё одно заявление в суд – в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. В ходе его рассмотрения в судебном разбирательстве также было отказано. Как сообщил Юрий Щеглов, суд мотивировал свое решение тем, что «заявление губернатора и сообщения в СМИ не являются самими по себе обстоятельствами, которые могут повлечь за собой повторное рассмотрение дела».

Получается, что для подачи ещё одного иска придётся ждать перевода квартиры в нежилой фонд, который, как мы уже выяснили, фактически незаконен, так как полностью противоречит нормам Гражданского и Жилищного кодексов. Впрочем, скорее всего, эта проблема будет решена. Ведь существуют же как-то другие музеи-квартиры, значит, есть для таких случаев и исключения из правил.

Александр Фролов,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях