Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Сайты государевы

Сайты государевы

202

Министерство экономического развития представило новый законопроект, который должен позволить гражданам получать от государственных органов объективную информацию. Он также обяжет чиновников публиковать информацию о принимаемых решениях в Интернете. Принятый четыре года назад регламент до сих пор не исполняется даже вопреки судебным решениям.

Минэкономразвития представило новый законопроект, который должен позволить гражданам получать от государственных органов объективную информацию. Он также обяжет чиновников публиковать информацию о принимаемых решениях в Интернете. Принятый четыре года назад регламент до сих пор не исполняется даже вопреки судебным решениям.

Попытки узаконить взаимодействие граждан (налогоплательщиков) и владельцев государственных информационных ресурсов, созданных за счет тех же налогоплательщиков, предпринимаются уже более 12 лет. Вступивший в силу еще в 1995 году закон «Об информации, информатизации и защите информации» (за противоречивость в заголовке и содержание критики прозвали его «трехголовым») предусмотрел право каждого желающего получать сведения от госорганов, но необходимые подзаконные акты так и не были приняты. В прошлом году закон утратил силу.

Напиши мне письмо…

Проект, представленный министерством, которое возглавляет Герман Греф, во многом повторяет идеи закона 1995 года, де-факто так и не вступившего в силу – граждане имеют право получать информацию о деятельности государственных органов. Любую, кроме конфиденциальной (с ограниченным доступом).

Вопрос, лишь как. Самый простой и современный способ – публиковать все в Интернете. Герман Греф предлагает обязать каждую организацию (от правительства России до комитета городской администрации и каждого муниципалитета) создать сайты и разместить на них более трех десятков разделов. Среди них – сведения о результатах проверок в отношении самого владельца сайта, о принятых судебных решениях, отчеты, статистика, вакансии, объявления о закупках и т.д. Гражданам будут также полезны формы документов, принимаемые этим органом и его подразделениями, порядок обжалования решений, контактная информация и др.

Каждый орган обяжут также публиковать все принятые нормативные акты. Это может избавить юристов, а также простых граждан и предпринимателей, от необходимости покупать дорогие справочные правовые системы (отметим, что СПС – комплект баз стоит от 1 тысячи долларов, еще столько же – сопровождение в течение года). Самих разработчиков этих систем идея Германа Грефа не пугает. «Не думаю, что с появлением информации на сайтах государственных органов ситуация на рынке правовых систем кардинально изменится, – рассуждает генеральный директор компании «ГАРАНТ Интернэшнл» Александр Барбанель. – Ведь СПС – это не библиотека нормативных документов, а единый информационный массив. Кроме того, искать информацию на нескольких десятках сайтов пользователю, скорее всего, будет просто лень».

В любом случае, законопроект предполагает право любого желающего запрашивать информацию, причем, не обосновывая цель ее получения. Ответ должен быть дан в течение месяца. В разумном объеме, который определит правительство России, материалы будут предоставлять бесплатно. Если заявителю понадобится большие объемы информации, то он обязан будет возместить расходы на копирование и пересылку почтой.

Запутались в виртуальной паутине

Ничего нового в предлагаемой структуре сайтов федеральных органов власти (министерств и ведомств) нет. Аналогичный регламент представления информации в Интернете правительство России утвердило ровно четыре года назад – 12 февраля 2003 года.

Но чиновники не спешили создавать и наполнять Интернет-представительства. По состоянию на ноябрь 2004 года, 54 федеральных органа исполнительной власти не имели своих сайтов. Правозащитники – Институт развития свободы информации (ИРСИ) - даже инициировали судебные процессы. Так по иску петербуржца Юрия Вдовина суд обязал семь госорганов (в том числе Федеральную службу охраны, Минрегионразвития, Росфиннадзор, Федеральную службу судебных приставов и др.) создать сайты и разместить на них всю необходимую информацию. Также по иску представителей института (суд обязал Федеральное агентства по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт) разместить в открытом доступе все ГОСТы, за получение которых «прикормленные» структуры этого ведомства брали немалую плату).
По данным отчета ИРИС, сейчас ни один сайт не отвечает предъявленным требованиям на 100 процентов. Лучшим признан сайт МЧС, степень открытости которого оценена в 43,8 процента. Портал Минэкономразвития – главный инициатор проекта раскрытия информации – занимает седьмую строчку (открытость 34,3 процента). Самое закрытое ведомство – Федеральная миграционная служба - предоставляет пользователям Интернет только 11,3 процента обязательной информации.

Не всегда сайты госструктуры представляют объективную информацию. Например, на портале Росохранкультуры активно публикуются судебные решения. Но только те, которые были приняты в пользу самого ведомства. Судебные акты, в которых изобличается противоправная деятельность чиновников, на сайте «не размещаются». Аналогичная ситуация и с Интернет-представителями налоговых органов. Посетители не найдут на них десятки тысяч решений о признании незаконными решений налоговых инспекций. «Официальный сайт – это не просто атрибут современной политики, а самое эффективное средство распространения официальной информации о деятельности органов государственной власти, – считает директор ИРИС адвокат Иван Павлов. – По содержанию официальных сайтов можно судить об уровне открытости-закрытости каждого органа власти и государства в целом, прозрачности управленческих решений и процедур, а также предрасположенности того или иного ведомства к коррупции».

А за Интернет вы мне ответите

Единственная серьезная новация представленного Германом Грефом законопроекта – введение прямых штрафов для государственных служащих, игнорирующих требования закона. Если проект будет принят, то в Кодексе РФ об административных правонарушениях появятся статьи, наказывающие не граждан, а чиновников, ущемляющих их права. Так, за нарушение порядка и сроков размещения в Интернете информации о деятельности госорганов ответственные лица будут оштрафованы на 20-30 МРОТ (до 3000 рублей). Такой же штраф будет взиматься за попытку причислить открытые сведения к информации ограниченного доступа, а также за неправомерный отказ в выдаче данных или предоставление недостоверной информации.

Аналогичная ответственность предусмотрена и сейчас (статья 5.39) - за неправомерный отказ в предоставлении гражданину документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, на должностных лиц - наложением штрафа до 10 МРОТ. Но она применяется очень редко, так как очень сложно доказать, что запрашиваемая информации действительно касалась прав и свобод заявителя (что без этих материалов он просто жить не мог).

Еще реже применяется статья 140 УК РФ. Хотя, по мнению члена Научно-консультативного совета Верховного суда России Геннадия Борзенкова, ее можно применять за любое действие или бездействие чиновника, свидетельствующего об отсутствии какого-либо ответа на просьбу или заявление гражданина. Ознакомление гражданина не со всеми документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, также влечет уголовную ответственность. «Причиняемый в этих случаях вред может быть разнообразным в зависимости от того, какие права и свободы граждан, провозглашенные Конституцией, нарушены данным преступлением», – заключает профессор Борзенков.

Павел Нетупский,
специально для Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях