Обращаться в милицию с заявлениями о преступлениях или иным вопросам, теперь можно через интернет. Отправленное электронное сообщение по статусу приравнивается к письменному, а его автору должен быть дан официальный ответ на бумаге. Согласно преамбуле подписанного Рашидом Нургалиевым документа, основными принципами работы с населением будут гласность и открытость.
Утвержденная МВД России инструкция по работе с обращениями граждан вступит в силу 4 декабря. Она подробно описывает процедуру подачи, регистрации и обработки всех писем от граждан – будь то заявление о преступлении, жалоба на соседа по коммуналке или предложение об улучшении работы доблестной милиции.
Сайт с тремя буквами
Впервые в инструкции полицейского ведомства появилось слово «интернет». Электронное сообщение распечатывается, а дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением в установленном порядке.
Интернет-обращения, согласно инструкции, принимаются с использованием программного обеспечения, предусматривающего обязательное заполнение заявителем необходимых реквизитов. Неясно, означает ли это просто технической контроль заполнения полей (когда вместо адреса можно вписать слово из определенного количества букв) или же отправителю необходимо иметь специальный софт для электронной подписи. Кроме того, любая форма технического контроля исключает отправку заявлений или иных сообщений по электронной почте, то есть гражданин должен зайти на сайт соответствующего органа.
Сейчас на интернет-портале МВД России существует так называемая «Общественная приемная». Она позволяет отправить соответствующее обращение, обязательно указав фамилию, имя и отчество, почтовый адрес с индексом и адрес электронной почты. Корреспонденту «Фонтанки» не удалось отправить запрос через форму, скрыв часть информации. Зато система спокойно приняла обращение от гражданина, проживающего на Невском проспекте (без указания номера дома, квартиры и даже города).
Авторы сайта (МВД) и сегодня обещают рассмотреть электронное обращение, однако «в целях получения объективного квалифицированного ответа и сокращения сроков разрешения» рекомендуют обращаться в органы внутренних дел по месту жительства, а при невозможности решить вопрос на месте – отправить конверт с документами в центральный аппарат полицейского ведомства.
Зеленый ящик
В ГУВД (управлениях внутренних дел по субъектам РФ) для приема писем граждан должен устанавливаться специальный ящик, выемка поступлений в который производится дважды в день. Во всех других милицейских подразделениях прием обращений у самих заявителей (их представителей) осуществляется дежурной частью круглосуточно, а подателю выдается талон-уведомление.
Все поступившие письменные обращения (включая анонимные) подлежат обязательной регистрации в трехдневный срок. Сотрудники канцелярий обязаны регистрировать даже письма, некорректные по содержанию (содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения) или по изложению (лишенные логики и смысла), а также текст которых не поддается прочтению.
Независимо от статуса обращения (заявление, жалоба или предложение) в течение 30 дней подразделение системы МВД России обязано дать ответ в письменной форме на официальном бланке и за подписью руководителя. В течение этого срока заявитель может отозвать свое прошение (просить о прекращении его рассмотрения), представлять дополнительные материалы и документы, знакомиться с материалами и т.д.
Как челобитную генералу подаешь?
Инструкция обязывает должностных лиц подразделений вести личный прием граждан не менее двух раз в неделю в вечернее время (после 18 часов). В дежурных частях органов внутренних дел граждане принимаются круглосуточно. Граждане, имеющие установленные законом льготы и преимущества (инвалиды, ветераны и т.д.), принимаются вне очереди. Иногородним посетителям во всех случаях министр гарантирует прием в день обращения.
При всей «открытости и гласности» этой системы инструкция предоставляет возможность милиции отвертеться как от сутяги (гражданина, закидывающего необоснованными жалобами), так и отмахнуться от реального заявителя. По многократному обращению может приниматься решение о безосновательности очередного письма и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. То есть вместо ответа по существу гражданин получит соответствующее уведомление (что он «зануда»).
В число таких зануд по названной методике могут попасть все жертвы «глухарей». Они пишут, например, в ГУВД, что в районном управлении ничего не делают по их делу и вообще приостановили расследование. Главк спускает указание, следователь составляет очередной формальный протокол и отправляет дело на ту же полку. Так может продолжаться не один раз. Значит ли это, что дальнейшая переписка потерпевшего с ГУВД будет считаться бесперспективной и может быть прекращена?
Антон Одынец,
специально для Фонтанки.ру